Собрание Тель-Авивского музея изобразительных искусств, основанного в 1932 году, сформировано работами преимущественно из частных коллекций. И в этом один из самых крупных и значимых художественных музеев Израиля, разумеется, не оригинален: фонды многих мировых сокровищниц формировались поступлениями от дарителей.
Сюзанна Ландау, директор музея и куратор выставки, фокусирует взгляд на феномене коллекционирования как такового, на критерии выбора работ, отражающих вкус и страсть «частного коллекционера» в широком понимании слова. Глаз истинного знатока и страстного охотника выхватывает очень конкретные произведения искусства из их бесчисленного ряда, чтобы потом собрать композицию, расширяющую устоявшееся понимание истории и эволюции самого этого искусства. Без коллекционеров многие художники не смогли бы творить, большинство музеев не возникли бы вообще.
Практика собирательства произведений искусства восходит к эллинистической Греции, эпохе Возрождения. Всем известно, как коллекционеры рисковали, открывая и поддерживая искусство авангарда. Отбор определял личный вкус собирателя, решающую роль играла финансовая и моральная поддержка. Ценители современного искусства, хранящие свои коллекции дома, охотно предоставляют произведения в государственные музеи на выставки.
Иллюстрацией рассуждений куратора о свойствах индивидуального вкуса служит коллекция, впервые выставленная в стенах Тель-Авивского музея изобразительных искусств. Ее хронология — период между 1960-ми и 1990-ми годами, содержание — семь десятков высококлассных работ американских, немецких и итальянских художников, в том числе Карла Андре, Фрэнка Стеллы, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Лучо Фонтаны, Алигьеро Боэтти и др. Название проекту дало полотно известного колориста Эллсуорта Келли.

Yves Klein
«Untitled Blue Monochrome / IKB 94»
1959
© Yves Klein Estate, ADAGP, Paris, 2017
Photo: ADAGP Image Bank

Lucio Fontana
«Concetto Spaziale, attese / Spatial Concept, Waiting»
1964
©Fondazione Lucio Fontana
Photo: Peter Schalchli

Carl Andre
«36 Copper Square»
1968
Art © Carl Andre/Licensed by VAGA, New York, NY
Photo: Peter Schalchli

Gerhard Richter
«Stadtbild Ha / Cityscape Ha»
1968
©Gerhard Richter 14022017 (2017)
Photo: Peter Schalchli

Sigmar Polke
«Untitled / Recto / Verso»
1989
©The Estate of Sigmar Polke, Cologne / VG Bild-Kunst, Bonn 2017
Photo: Peter Schalchli