lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
62.83
USD
73.94
EUR
Rus Eng
10 Июля 2018

Наука творчества: почему государству не надо учить художников

4 Июля 2018
В «Новом крыле» Дома Гоголя до 3 августа идет выставка выпускного курса студентов Института проблем современного искусства (ИПСИ) на тему различных форм и аспектов повседневной жизни. Основатель вуза Иосиф Бакштейн рассказал Forbes Life, как превратить свою жизнь в искусство и стать современным художником Текст: Иосиф Бакштейн

Возможность выбора высшего учебного заведения сегодня — это преимущество нынешних абитуриентов перед моим поколением. После окончания школы у меня был небогатый выбор, куда я мог поступить. Особенно, если учитывать антисемитские настроения, графу «национальность» в паспорте и негласный запрет на зачисление евреев в авторитетные учебные заведения. Я поступил в Московский институт электронного машиностроения.

Потом был период самообразования: книги, журналы, беседы с художниками, писателями, философами, людьми определенного интеллектуального круга. Это было неформально организованное сообщество художников, где мы обсуждали самые актуальные темы современного искусства.

В 1970-е годы я познакомился с Ильей Кабаковым. Общение с ним оказало решающее влияние на формирование моих взглядов на художественную практику.

Многие годы мы жили рядом с художником Александром Меламидом. Стали друзьями, много говорили про искусство, и на моих глазах в 1972 году Алик Меламид и Виталий Комар придумали соц-арт. Сейчас соц-арт — направление в мировой истории искусств.

Александр Щуренков. «Сетчатые структуры», 2018

Сетчатые структуры

Тогда подобному искусству не учил ни один вуз в стране.

Диссертацию я защитил в Институте социологии, получил степень кандидата философских наук.

В 1990 году вместе с художниками Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем я в первый раз выехал в Америку для организации выставки Between Spring and Summer. Soviet Art in the Era of Late Communism. Впечатленные тем, как существовала и развивалась художественная сцена на Западе, мы, вернувшись в Россию, приняли решение организовать Институт современного искусства.

На мой взгляд, слабость современной художественной культуры в России заключается в том, что наша жизнь недостаточно насыщена интеллектуально. Культура анализа, обсуждения, комментария, рефлексии очень слаба.

Практически отсутствует знание о том, что происходит за рубежом. В интернациональном художественном сообществе теоретики обладают огромных влиянием, а у нас авторитет интеллектуала очень низок, да и их самих очень мало.

Алена Селецкая. Spider Spawn, 2018

Spider Spawn

В 1992 году Институт начал свою образовательную деятельность и остается востребованной образовательной платформой до сих пор. О качестве образования можно судить, проследив как работают и где представляют свои произведения выпускники ИПСИ. Среди них есть признанные мастера — Елена Ковылина, Виктор Алимпиев, Хаим Сокол, Оля Кройтер и многие другие. Ирина Корина и Таус Махачева в 2017 году на Венецианской биеннале представляли свои работы в интернациональном выставочном проекте, где выбор делает независимый куратор.

У государственных и негосударственных учебных организаций разная правовая основа. Деятельность государственного ВУЗа регламентирована, у нее есть определенные рамки. В этом смысле у ИПСИ существенное преимущество — мы более гибкие и можем быстро менять образовательную программу, ориентируясь на сегодняшние изменения в интернациональной художественной практике. Такие проекты, как сотрудничество с Аукционным домом Phillips позволяет представлять работы выпускников и студентов ИПСИ на международном арт-рынке.Валентин Пироло. «От одного к другому», 2018

От одного к другому

Художникам нужны разные формы образования, от краткосрочных курсов до традиционного пятилетнего обучения. Это позволяет каждому создавать свой собственный образовательный план. Наш Институт всегда отличался академическими и фундаментальными знаниями.

Программа выстроена таким образом, что только сам учащийся, в силу своей самоорганизации может получить максимальную пользу от процесса.

Ректор Института Светлана Калашникова постоянно заботится о том, чтобы учащиеся получили для этого все ресурсы, имеющиеся у Института. У нас нет обязательной сдачи работ, или тому подобных отчетных документов, но если ты не вовлечен в процесс и не прикладываешь максимум усилий, вряд ли сможешь реализовать свои смелые замыслы. 

Я убежден: у человека, который хочет стать влиятельной персоной в какой бы то ни было сфере, должны быть абсолютные амбиции.

У него должны быть радикальные идеи и готовность идти до конца, он должен быть последователен в достижении цели, понимать интересы людей лучше, чем они понимают их сами, и обладать даром убеждения. Он должен обладать умением смотреть на вещи с точки зрения вечности и способностью брать на себя риск и ответственность. Это сложно. Но этому можно научиться.

Олеся Лавриненко. «Руны», 2018

Руны

Следующая новость
Когда аура искусства отключает рациональное сознание у коллекционеров, в дело вступают эксперты. Как показывает практика, подделывают всех известных художников — от Коровина до Малевича. Текст: Любовь Пуликова
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход