РУБРИКИ

Inart подвел итоги 2017 года и выделил главные события второго полугодия


Вторая половина 2017 года выдалась насыщенной на события прямо или косвенно связанные с рынком российского современного искусства. Аукционные торги, ярмарки, биеннале, выставки за пределами России, премии – какие события и каким образом повлияли на развитие арт-рынка в новом аналитическом материале InArt.

Во второй половине июня в Брюсселе состоялись торги «Русский авангард 1980-х годов» аукционного дома Cornette de Saint-Cyr, которые стали вторыми по счету для него. Бельгийский аукционный дом вышел на рынок современного российского искусства только в декабре 2016 года. Появление еще одного аукционного центра для российского современного искусства (помимо Москвы и Лондона) вселяет определенный оптимизм относительно его перспектив на Западе. В ходе июньских торгов было продано 58 работ из 60 представленных, которые принадлежат кисти в общей сложности 36 художников. Наиболее дорогостоящим лотом прошедших торгов стала работа Вадим Захарова, «Без названия», созданная в 1988 году и ушедшая за €20,625 при начальном эстимейте €5,000 – €8,000.

Обычно во второй половине лета наступает относительное затишье на арт-рынке, но в этом году в середине лета произошел спор Петра Авена и Владимира Дубосарского о роли русских коллекционеров. Выступая на круглом столе в галерее современного искусства Frolov Gallery, глава Альфа-банка и известный российский коллекционер Петр Авен выразил мнение, что «русское искусство вторично». Позже художник Владимир Дубосарский в своем видеообращении на сайте журнала Forbes поспорил с Авеном, заявив, что российское современное искусство не развивается, потому что коллекционеры не уделяют ему должного внимания, как он выразился, не питают среду современного искусства: «Наши коллекционеры смотрят в прошлое, а не в будущее». Что примечательно, Авен вступил в дискуссию, и записал свой видеоответ, в котором разъяснил, что коллекционеры собирают, в первою очередь, то, что им интересно, согласившись, однако, что коллекционеры формируют вкус аудитории на рынке искусства и «открывать старое так же интересно».

С 8 по 10 сентября 2017 в Гостином дворе проходила V Ярмарка Cosmoscow – единственная международная ярмарка современного искусства в России. В этом году ее участниками стали 54 галереи из Европы и США, которые представили вниманию публики произведения более чем 150 художников. Из 54 представленных на ярмарке галерей, впервые две трети согласились предоставить ответы (полностью или частично) на анкетный опрос InArt, проведенный совместно с ярмаркой Cosmoscow. На основе полученных результатов, суммарный объем продаж на прошедшей ярмарке оценивается приблизительно в 1,16 миллиона евро. Количество посетителей ярмарки составило 19 200 человек, что на 20% больше чем годом ранее.

14 сентября в Екатеринбурге открылась IV Уральская индустриальная биеннале: Новая грамотность. Основной площадкой биеннале стало заброшенное здание Уральского приборостроительного завода в Екатеринбурге, а в параллельной программе было задействовано еще несколько десятков площадок по разным городам Урала. Куратором основного проекта стал Жоан Рибас из Музея современного искусства Серралвеш в Португалии. За время своей работы с 2010 года Уральская биеннале зарекомендовала себя в качестве одного из крупнейших в России международных проектов в области современного искусства.

19 сентябре 2017 в Новой Третьяковке на Крымском валу распахнула свои двери VII Московская биеннале современного искусства. Над основным проектом биеннале – «Заоблачные леса» работала Юко Хасегава, арт-директор Музея современного искусства в Токио. Работа объединила 51 художников из 24 стран мира, в их число вошли Бьорк, Мэтью Барни, Олафур Элиассон, Хуссейн Чалаян, Пьер Юиг, Тистер Гейтс, Лор Пруво и группа Forensic Architecture. Русское искусство было представлено творческим объединением «Куда бегут собаки», А. Мартинсом, Д. Намдаковой, А. Потемкиной, И. Федотовым-Федоровым, А. Виноградовой, В. Дубосарским, А. Гуткиной, В. Фетисовой, М. Толмачевым. В параллельную программу вошли еще 69 выставок 49 институций.

Выставки, как и биеннале являются важным элементом арт-рынка, поскольку они позволяют проинформировать публику о состоянии и трендах, задать позитивный вектор дальнейшего развития рынка. Естественно, мы рады отметить большое количество выставок и биеннале, которые пришлись на вторую половину прошлого года и, конечно, интерес к ним со стороны публики.

В 18 октября в лондонской Tate, открылась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Эта выставка стала первой в Великобритании для Ильи Кабакова, одного из самых известных из ныне живущих российских художников и самого дорого из них. Выставка включала более сотни работ разных лет и готовилась при содействии Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи.

Осенний аукционный сезон для русского современного искусства стартовал 8 ноября, когда состоялись «Осенние торги» аукционного дома Владей. В ходе торгов покупателям было предложено 110 лотов, которые в совокупности представляли творчество 89 художников/арт-групп, при этом 24 представленных лота были из коллекции Игоря Маркина (основатель Музея Арт4). По итогам аукциона 56 работ обрели своих новых владельцев. Общая стоимость проданных лотов, включая комиссию покупателя, составила более чем €1,19 миллиона, что почти в два раза больше, чем стоимость 28 лотов, проданных на общую сумму 629 тысяч евро в ходе аукциона прошлой осенью. Самым дорогим лотом стала работа Владимира Янкилевского Адам и Ева. Триптих №5, которая была продана €300 тысяч с учетом премии покупателя и стала новым аукционным рекордом для художника.

Продолжением аукционного сезона стали торги аукционных домов Sotheby's, Chirstie's, Macdougall's и Bonhams в Лондоне в конце ноября, на которых было продано российского современного искусства на сумму почти в 2 миллиона евро с учетом премии покупателя. Наиболее дорогим лотом Русской недели стала работа Эрик Булатова «Прощай, Ленин», которая обошлась новому покупателю в £369 тысяч (или примерно €411 тысяч) с учетом премии покупателя, а отметку в 100 тысяч евро преодолели отметку работы Олега Целкова и Гриши Брускина.

Годовщина столетия революции 1917 года в России, отложила отпечаток на выставки русского искусства, прошедшие в Лондоне, что положительно сказывается на имидже русского искусства, на его популярности, как и на имидже всей страны в целом. В первой половине 2017 года в Королевской академии художеств в Лондоне прошла выставка «Революция: русское искусство 1917 – 1932», на которой были представлены работы Каземира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Кандинского, Любови Поповой, Ивана Клюна, Ильи Чашника.

Продолжением этого тренда стала выставка в Saatchi Gallery: «Art-Riot: постсоветский акционизм», посвященная российскому искусству за последние 25 лет. И хотя выставка не имеет прямых связей со столетием революции, по мнению ее организаторов, многие проблемы, с которыми сталкиваются художники в посткоммунистической России, сопоставимы с теми, что были в 1917 году. На выставке представлены такие художники, как Олег Кулик, Pussy Riot, Петр Павленский, «Синие носы», демонстрируются различные жанры и типы протестного искусства от плакатов и лозунгов до видеоарта, фотографий и перформансов. Кроме того, в залах галереи демонстрировался иммерсивный спектакль «Внутри Pussy Riot», в ходе которого зритель находится внутри действия, погружается в него.

Помимо выставки в Saatchi Gallery, в Tate, с 8 ноября 2017 по 18 февраля 2018, проходила выставка «Красные звезды на Россией» – визуальная история России и Советского Союза с 1905 года до смерти Сталина. В основу выставки легла коллекция фотографа Дэвида Кинга (David King), которая была приобретена Tate в 2016 году и включает в себя пропагандистские плакаты, гравюры и фотографии. На выставке были представлены работы Эля Лисицкого, Густава Клуциса, Дмитрия Моора, Александра Дейнеки, Нины Ватолиной и Евгения Халдея.

Положительным моментом можно считать тенденцию проявления внимания классических российских музеев к современному искусству. Осенью 2017 года в главном здании Пушкинского музея, в рамках направления «Пушкинский XXI», прошла выставка современного китайского художника Цай Гоцян «Октябрь», посвященная 100-летию русской революции. Автор представил работы, вдохновленные размышлениями о роли личности в истории, о мечтах человека и роковых поворотах судьбы. Широкий резонанс вызвала его инсталляция «Осень», возведенная перед фасадом здания музея, представляющая собой гору кроваток и колыбелей, из которых «вырастают» молодые березы.

В декабре в Москве в кинотеатре «Ударник» были объявлены Лауреаты XI премии Кандинского, целью которой, в том числе, является развитие русского современного искусства. Премия, учрежденная по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation, присуждается в трех номинациях:
  • «Научная работа. История и теория современного искусства» – Александр Боровский за сборник статьей и эссе «Как-то раз Зевксис с Паррасием…»
  • «Молодой художник. Проект года» – Саша Пирогова с видео-перформансом «MONO»
  • «Проектом года» – «Остановка «ДК ЗИП»» краснодарской арт-группировки «ЗИП»

Премия Кандинского создает позитивное информационные поле вокруг современного искусства, информируют публику о состоянии художественного процесса.

Заключительным аккордом 2017 года стала публикация результатов исследования объема рынка современного российского искусства. Исследование, подготовленное InArt включает период с июня 2016 года по май 2017 года и покрывает как аукционный так, и галерейный рынок. Суммарный объем рынка составил €20,3 млн, при этом если смотреть на динамику рынку, то она весьма впечатляющая: за первую половину 2017 года объем аукционных продаж российского современного искусства вырос на 62,5% по отношению к первой половине 2015 года.

Аналитические справки