lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
62.29
USD
72.47
EUR
Rus Eng
16 Июля 2018

«У художников стало больше возможностей для самореализации»

11 Января 2018
Основатель и глава «Винзавода» Софья Троценко — об изменениях в отечественной арт-среде и способах поддержки современного искусства
Текст: Сергей Уваров

Центр современного искусства «Винзавод» завершил 10-й юбилейный сезон и объявил планы на будущие годы. О том, как изменилась российская арт-среда за прошедшее десятилетие и в каком направлении нужно двигаться дальше, обозревателю «Известий» рассказала Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод».

— «Винзавод» 10 лет занимается современным российским искусством. Какой путь оно прошло за эти годы?

— 10 лет назад современное искусство у нас в стране было кулуарным и очень закрытым. В начале 2000-х художники, галеристы, коллекционеры и другие участники арт-сообщества представляли собой узкий круг людей, где все друг друга знают. Еще не было не только «Винзавода», но и «Гаража», Московский музей современного искусства не стал популярным, в ГМИИ не показывали современных авторов. За 10 лет мы прошли огромный путь, но главное — современное искусство перестало быть маргинальным и стало доступным, и сегодня оно интересно самой разной аудитории. Создавая «Винзавод», мы именно этого и хотели.

— Можно ли сказать, что в российском искусстве за это время обозначились какие-то направления, тенденции?

— Говорить о тенденциях с точки зрения искусствоведения еще рано, но важно отметить, что началась системная работа с молодыми художниками. Когда мы стартовали, поиском новых имен никто не занимался. Существовал известный всем список признанных, уже состоявшихся авторов — и всё. Теперь же ситуация изменилась.

Кроме того, стала более открытой коммуникация с аудиторией. Сегодня это не только выставки, но и параллельные активности, образовательные программы: лекции, дискуссии, встречи с кураторами и художниками.

— Как изменился облик молодого художника за эти 10 лет? Чем нынешнее поколение, условно, 30-летних отличается от их ровесников 2007-го?

— А вы можете сказать, какому художнику, известному широкой аудитории в 2007 году, было 30 лет? На мой взгляд, существовал огромный разрыв между состоявшимися авторами и молодыми. Состоявшимся точно было больше 30. Сейчас же возраст входа в профессию существенно ниже, а возможностей для самореализации больше.

У молодого художника появились возможности для собственного позиционирования и профессионального роста, которых не было раньше: грантовые программы, творческие лаборатории, резиденции и студии, в том числе у нас на «Винзаводе». Сам художник стал очень активным, образованным и лояльным к тем процессам, которые происходят на арт-рынке. Ребята ездят на стажировки за рубеж и получают международные гранты. Это как раз очень важно: нужно ездить и смотреть, что происходит в мире: так творческая трансформация и профессиональный рост происходят быстрее.

— Можем ли мы сказать, что сейчас, с одной стороны, появилась полноценная среда для развития, а с другой — само развитие ускорилось?

— Да, вполне.

— Изначально вы были площадкой, на которой независимые галереи устраивали свои мероприятия. Будете ли вы менять эту стратегию и трансформироваться из децентрализованного арт-кластера в нечто иное?

— Действительно, 10 лет назад роль самой площадки, пожалуй, была ключевой. Теперь мы берем новый курс — на восполнение дефицитов в системе искусства или, другими словами, на институциональную работу. Нашей основной задачей сейчас будет трансформировать накопленный опыт в построение системы поддержки молодых участников профессионального сообщества и формирование экосистемы для лучших образовательных проектов.

Мы выбрали два ключевых направления развития. Первое — «Новые имена». Сюда входит проект «Старт», выполняющий функцию профессионального «лифта», и совсем недавно запущенные нами «Открытые студии» — мастерская для молодых художников, образовательная программа для них же и возможность организации выставки на «Винзаводе».

Следующая новость
В МАММ — выставка «Война и мир. На заре фотожурналистики. 1910-е годы» из архивов, подаренных музею Рейхан и Ульви Касимовыми
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход