lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
65.95
USD
75.15
EUR
Rus Eng
22 Ноября 2018

О ксенофобии

14 Апреля 2017
Искусствовед, преподаватель Школы экспертов и коллекционеров Кирилл Алексеев размышляет о том, где кончается творческая независимость.
О ксенофобии
Есть безусловная пограничная черта, перейдя которую, человек оказывается навеки аутсайдером в художественном сообществе. Эта черта — ксенофобия. Другими словами, те, кто не в состоянии терпимо относиться к чужой «самости», не разумеют ни искусства, ни культуры вообще. Творчество предполагает многозначность понимания, а шовинизм и ксенофобия сужают возможность восприятия. Не общаться и не идти на контакт с теми, у кого наблюдаются подобные симптомы, — естественный рефлекс любого человека. Фашизм, шовинистические проявления огрубляют человека, делают его нечувствительным к творческой реализации. Случается, автор, увлекшись государственным идеологическим энтузиазмом, ныряет в омут клишированных восторгов и излишнего патриотизма. Обычно это происходит, когда автор «исписался», растратил свой kunstwollen на бесконечные самоповторения или просто ленится. Будучи ангажированным государственной идеологией, которая ныне довольно определенно тяготеет к консерватизму, а в ряде мест так и просто к мракобесию, художник рискует потерять собственное лицо, продолжая верить в свою творческую независимость. Но ксенофобия — точнее, страх, находящийся в основе этой мировоззренческой сегрегации людей, — не может быть статичной. Она активно отвоевывает себе интеллектуальное и творческое пространство у художника. Темы сужаются, а манера изложения и формат преображаются в канонические плакатные изводы. Художник не всегда замечает эти изменения своей природы. А если и чувствует свои заблуждения, то самолюбие и государственное величие обычно не позволяют ему сменить спокойную и стабильную манеру на неопределенность протестного активизма. В этом случае после неминуемого изменения государственного ландшафта художник будет забыт, а его работы вспомнят (если, конечно, вспомнят вообще) исключительно в феноменологическом ключе.
Следующая новость
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина до 10 мая 2017 года открыта выставка «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого». Историк искусства, один из создателей «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов и искусствовед Екатерина Алленова обсудили сокровища Нукуса, беседуя в экспозиции выставки.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход