lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
66.47
USD
77.75
EUR
Rus Eng
22 Сентября 2018

Москва футбольная: что происходит в музеях во время чемпионата мира

27 Июня 2018
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ
ВЫСТАВКА
МУЗЕЙ. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Шесть самых футбольных выставок в музеях и галереях города

К футбольному чемпионату московские музеи перетряхнули свои архивы, обнаружив там не только соцреалистические оды спорту, —  главными патронами спорта в СССР считались вожди от Сталина до Брежнева, один любил футбол,  другой хоккей. Чтобы вовлечь Сталина в футбол, например, 6 июля 1936 года матч основного и дублирующего составов «Спартака» провели на Красной площади, застелив войлоком пространство от Исторического музея до храма Василия Блаженного, — но и работы авангардистов Родченко и Степановой, спортивные фотохроники и даже земля Уругвая, страны, принимавшей первый чемпионат мира. Этим дело не ограничилось и специально к московскому чемпионату были созданы работы современных художников. Например, для выставки в «Зарядье» голландский художник Мэтью Кломп создал из пищевой пленки фигуры шести футбольных игроков. Поскольку скульптуры Кломпа плохо переносят самолет — в основе фигур дерево и металлический каркас, сверху много слоев пластиковой пленки, — вся композиция была создана художником в Москве. Две недели Кломп работал в мастерской по 16 часов.


ИРРИ, «Спорт — это искусство», до 22 июля

В частном музее Алексея Ананьева F 148, где собрана самая большая коллекция соцреализма, а в постоянной экспозиции — «Спортсменка» Александра Дейнеки, «Парад на «Стадионе «Динамо» Сергея Лучишкина, «В физкультурном зале» Ольги Ваулиной, — на выставке «Спорт — это искусство» показывают работы советских фотографов Льва Бородулина, Игоря Уткина, Александра Абазы, Всеволода Тарасевича, Сергея Васина.

На снимках — Пеле, Лев Яшин, Алексей Хомич, Эдуард Стрельцов, Галимзян Хусаинов, Дмитрий Багрич, Валерий Лобановский. На выставке не только футбол, есть еще и хоккейные фотографии, репортажи о прыжках в воду, водном поло, боксе. Этот блок связан с именем фотографа Льва Бородулина, большая ретроспектива работ которого в этом году прошла в ММАМ и который в этом году отмечает свое 95-летие. «В нашем собрании находится большой блок фотографий Льва Бородулина, который действительно является легендарной фигурой в области фотоискусства. Все работы были приобретены непосредственно у автора. Мы, естественно, не могли не воспользоваться случаем, чтобы показать эти замечательные кадры», — говорит арт-директор ИРРИ Надежда Степанова.


ГМИИ им. Пушкина, «Родченко и Степанова. Футбол», до 15 июля

В Пушкинском, в отделе личных коллекций, показывают девять графических, живописных и фоторабот на тему футбола и спорта из фонда Родченко-Степановой. Семейный и творческий дуэт, Александр Родченко и Варвара Степанова, познакомившись в 1914 году, жили и работали вместе более 40 лет. Мастера русского авангарда и основоположники конструктивизма, Родченко и Степанова путем творческих экспериментов развивали новые формы и идеи, конструировали новую бытовую среду для нового государства, стремясь к минимализму и логике в использовании художественных средств. Художники восторженно реагировали на развитие спорта в советском государстве и пропагандировали культ атлетизма в своих произведениях конца 1920-х- начала 1940-х годов.


Третьяковская галерея, «Лето футбола», до 12 июля

До 25 июля 2018 вход в Новую Третьяковку по паспорту болельщика бесплатный. Можно увидеть основную экспозицию, и Малевича, и Шагала в том числе, и временных выставок(кроме выставки «Василий Верещагин») и VR-зала. Специально к чемпионату мира Третьяковка извлекла из своих хранилищ скульптуру и живопись 1920-х — 1990-х годов. Показывают и «Девушку с веслом» и «Девушку с ядром», не считая всех «Вратарей» и «Футболистов». На фоне молодых розовощеких здоровяков создается новый идеализированный женский образ не матери и не работницы, а физкультурницы, спортсменки.

12 июля в Новой Третьяковке пройдет серия занятий «Лето футбола» в рамках ежегодного проекта «Спорт в музее». Будут организованы тематические экскурсии по постоянной экспозиции «Искусство ХХ века», выставкам «Футбол и не только» и «Искусство 2000-х», а также тренировки в парке «Музеон» совместно с футбольной школой для девушек GirlPower. Три занятия пройдут на английском языке специально для гостей Чемпионата мира по футболу – 2018.


Зарядье, «Мяч в искусстве», до 23 июля

В медиацентре парка «Зарядье» фонд развития русской культуры «Крафт-Павлова» показывает работы 21 современного художника, где так или иначе отражена тема футбола. «Художник видит спортивную игру иначе, он открывает новые неожиданные перспективы, переосмысливает принятые каноны и позволяет каждому из нас принять участие в его игре», — говоря создатели выставки. Дмитрий Гутов, например, показывает серию фотографий, где семья на природе забавляется с мячом. Юко Шимидзу рисует Диего Марадону в кульминационные моменты его футбольной истории — «Рука Бога» и «Гол столетия». А голландец Мэтью Кломп представляет шесть игроков в момент наивысшего эмоционального переживания, — чтоб зрители не сомневались, в композиции присутствует и мяч за линией поля, — и его футбольные игроки в своих переживаниях сравнимы с героями трагедии Шекспира.


МАММ, «Первый ЧМ по футболу в Уругвае.1930», до 29 июля

В разгар футбольного чемпионата МАММ рассказывает про самый первый Чемпионат мира по футболу 1930 года в Уругвае. В экспозицию — фотографии, плакаты, пригласительные билеты и футбольные атрибуты из собрания Центра фотографии города Монтевидео и Музея футбола в Монтевидео. ЖДОбраться до Уругвая в 1930-м году году было непросто, но тем не менее тринадцать сборных команд приняли вызов: девять представителей американского континента (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, США, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай) и четыре европейские команды (Бельгия, Франция, Румыния, Югославия). К чемпионату Уругвай первым в мире построил суперсовременный стадион «Сентенарио», посвященный именно футболу. Поскольку трансляция футбольных матчей по радио в то время была новинкой, официальная служба радиовещания Уругвая распространяла плакаты и листовки с планом стадиона «Сентенарио», разделенного на квадраты, чтобы слушателям радиорепортажей было проще представлять, что происходит на поле.


Центр братьев Люмьер, «Grassroots. Низовый футбол в России», до 15 июля

Фотограф Сергей Новиков за несколько лет объездил сотню российских городов, где снял стадионы, на которых тренируются и выступают любительские футбольные команды. По мнению создателя проекта, любительский футбол отсылает нас к карнавалу по Бахтину, когда размывается грань между зрителем и исполнителем, а сам праздник футбола становится строгой противоположностью официоза.

Следующая новость
Основной проект VI Международной биеннале молодого искусства заставляет зрителя поломать голову
Текст: Сергей Уваров
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход