lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
66.25
USD
78.08
EUR
Rus Eng
25 Сентября 2018

Илья Глазунов: диссидент и анахронист

10 Июля 2017
Чем запомнился художник нам и современникам


Едва ли Илью Глазунова можно сравнить с кем-то из современников — здание его галереи на Волхонке гордо занимает место напротив Пушкинского музея, как будто подчеркивая, что он — ровня классикам и великим. Обладатель награды «За заслуги перед Отечеством», ректор Российской академии живописи и народный художник СССР был интересен советскому зрителю не меньше, чем шедевры западных музеев на временных выставках.
И.С. Глазунов работает над портретом Президента Финляндии Урхо Калева Кекконена. Хельсинки. 1973
И.С. Глазунов работает над портретом Президента Финляндии Урхо Калева Кекконена. Хельсинки. 1973

Глазунов родился в Ленинграде, где впоследствии закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. После работы учителем в Ижевске и Иваново художник переехал в Москву, где в 1957 году прошла его первая выставка в Центральном доме работников искусств. Его дипломная работа «Дороги войны» была не только отклонена ученым советом, но и впоследствии уничтожена, а выставка, на которой она экспонировалась в 1964-м, — закрыта.

Но все это не помешало его дальнейшему успеху — на протяжении 60–70-х он создал множество портретов: от политических деятелей вроде Леонида Брежнева и Индиры Ганди до итальянских кинозвезд — Федерико Феллини, Лукино Висконти, Джины Лоллобриджиды. Покровителем художника стал сам Сергей Михалков.

Илья Глазунов работал много и в разных жанрах. Он делал иллюстрации к «Бесам» и «Идиоту» Достоевского, а также масштабные панно в государственных учреждениях — «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» в здании ЮНЕСКО, преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.


Глазунов много рассуждал и писал о России и ее судьбе. В интервью художник называет себя дворянином и ссылается на цитаты Столыпина о родине, а свою первую книгу «Россия распятая» называет исповедью — и гражданина, и человека. Хотя начало его карьеры связано скорее с запретами со стороны властей, чем с открытым почитанием, которое имело место в последние годы: в Петербурге Глазунову не дали место в Союзе художников, а выставку в Манеже после пяти дней разгромно закрыли. Тем не менее покидать родину Глазунов не хотел, хотя приглашали и король Швеции, и король Лаоса, и президент Италии.

Глазунов много путешествовал, но покидать Россию навсегда не собирался — по его словам, он просто ездил, куда посылали: «Потому что я чувствовал, что умру от страшной и мучительной болезни, которая называется ностальгией». Любовь художника к России была ответной, его действительно ценили и почитали не только по всему миру, но и в родной стране. «Для меня Россия, святая православная Русь — это наша мать. И нельзя ее покидать, когда она больна», — говорил художник.


Со своими откровенно правыми взглядами Глазунов не боялся, что его обвинят в национализме: рассуждать о происхождении скифов, российских монархов времен империи, революции и перестройке Глазунов любил едва ли не больше, чем писать картины, которых за долгую жизнь набралось несколько тысяч. Он никогда не признавал ни авангард, ни современное искусство — «Черный квадрат» Малевича и писуар Дюшана он вовсе не считал значимыми произведениями, а сам превратился из диссидента хрущевской оттепели в ретрограда и заслуженного мэтра нулевых.

Следующая новость
Рынок предметов дизайна стал конкурировать с рынком современного искусства. Стул известного архитектора сегодня может стоить дороже, чем картина Пикассо или Уорхола
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход