lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
66.16
USD
77.68
EUR
Rus Eng
26 Сентября 2018

За что такие деньги: Плющ, Майофис, Попова

9 Апреля 2018
InArt продолжает эксклюзивную рубрику о ценах на произведения современных художников. Как они формируются, что в них закладывается, из-за чего стоимость растет или не растет со временем — на эти и другие вопросы отвечают галеристы.
Текст: Ольга Данилкина
Во втором выпуске о ценах на работы художников Ивана Плюща, Григория Майофиса и Елены Поповой рассказали галеристы Сергей Попов (pop/off/art), Марина Гисич («Галерея Марины Гисич») и Алена Курмашева (Osnova gallery).

Иван Плющ (р 1981)

Средняя стоимость работы: € 12,500 за холст 130х200 см

Сергей Попов, основатель галереи pop/off/art:

Самые бюджетные работы Плюща сегодня — это эскизы в районе € 2,000. Цены на холсты — € 10,000 — € 14,000. Самая дорогая из доступных в галерее работ — это инсталляция «Эффект липких пальцев». Она стоит € 45,000, была очень сложна в производстве. Мы не питаем надежд продать ее в России, как и ряд других инсталляций — храним их в расчете на крупных международных покупателей. Эта работа развивает образность другой знаковой инсталляции — «Процесс прохождения» (2012), она попала в коллекцию Эрмитажа и за нее художник получил премию «Инновация»⠀

У Плюща достаточно ясное ценообразование. Мы привязываем стоимость живописи к коэффициенту, цена отталкивается от размера — это норма для многих европейских галерей. Помимо оригинальной образности, эта живопись сложна и интересна сама по себе, содержит ряд технических секретов, и это объясняет, почему картины стоят немалых денег — вложенный в них труд очевиден. Важно и то, что работы находятся в десятках коллекций по всему миру, включая музейные (хотя музеи, за малым исключением, отечественные)⠀

Иван Плющ — один из востребованных художников поколения emerging artists, то есть преодолевший официальный молодой возраст 35 лет, но с еще формирующимся (растущим) рынком. У него нет ни одного аукционного результата, но стабильная галерейная карьера и много продаж на первичном рынке. Мы начали работать с ним 10 лет назад. С ним много лет работает одна из лучших галерей Петербурга, где живет художник — Anna Nova

Важно, что у художника есть правильные дилеры в необходимых для успешной карьеры странах — галереи RX в Париже и Deborah Colton в Хьюстоне (США). В обеих Плющ — единственный художник из России и представлен наряду с крупнейшими международными авторами. Прочие галереи, где были выставки последние годы — в Лондоне и Будапеште, — не играют такой роли, хотя сами по себе европейские дилеры имеют значение: каждая галерея вносит вклад в рост цены.

Цена, разумеется, растет. 10 лет назад большой формат стоил до € 5,000, сейчас в 2,5 раза выше — € 12,500. Это последовательный рост, он вызван как стабильными продажами, так и успехом в художественной среде. Плющ востребован, его любят кураторы. Он неоднократно участвовал в параллельных программах биеннале, в том числе Венецианской и Manifesta. Если не ошибаюсь, сегодня Иван — самый молодой художник в коллекции Эрмитажа.

Иван Плющ, "Полёт" © Галерея «Pop/off/art»


Григорий Майофис (р 1970)

Средняя стоимость работы: € 11,000 за холст 100х80 см

Марина Гисич, основатель «Галереи Марины Гисич»:

Самая дорогая сейчас работа — это «Весна» из последнего проекта «Он назвал меня картофелиной!». Она состоит из трех частей общим размером 118х210 см и стоит € 18,000. Самая бюджетная — из серии «Художник и модель» за € 2,000⠀

Стоимость работы на 50% зависит от композиции и узнаваемости образа. Если композиция известная и тиражирована много раз, ее стоимость заведомо выше. За другие 50% отвечают размер и тираж. Мы начали работать с Майофисом в 2010 году, и цены уже тогда зависели от серии, тиража. Появившиеся тогда работы из серии «Пословицы» (в среднем 50х50 см) стоили от $ 800. Цены на них начали подниматься, когда работы стали активнее появляться на международном рынке, оказались популярнее остальных, были опубликованы в известных профильных изданиях по фотографии. Сейчас эти работы стоят от € 4,000 — 5,000 в первичной продаже и до € 6,000 — 7,000 на аукционах. Чем больше размер — тем стоимость больше⠀

Отдельное место занимают работы, выполненные вне тиража, в особом размере, на холстах, на основе бромойль-трансфера. Работы такого технического исполнения 5 лет назад стоили в среднем € 7,000 — 8,000 за 100х80 см, сейчас это € 11,000 — 12,000, и они тоже зависят от размера⠀

Конечно, на стоимость влияет и сложность исполнения, но на практике не всегда выходит так. Например, техника бромойль-трансфера позволяет большее количество модификаций — разные размеры, многосоставные работы, и можно утверждать, что такие работы должны стоить дороже. Так и выходит, но когда речь идет о продаже музею или фонду, который заинтересован в покупке, стоимость приходится снижать⠀

На рост цен влияют работа разных галерей — Peter Fetterman Gallery в Калифорнии и наша галерея в России, продажи на аукционах — Phillips, выставки в музеях, публикации за рубежом. Это создает позитивную динамику, и нельзя сказать, что что-то одно из вышеперечисленного существеннее. Например, на повышение стоимости последние годы повлияли выставки в музеях США, публикация монографии американским издательством Nazraeli Press, выставки в российских музеях (персональная в МАММ, групповые в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русском Музее и др.), продажи на международных аукционах, презентация и продажи на международных ярмарках.

Григорий Майофис, «Allegory of faight» © Gregorimaiofis.com


Елена Попова (р 1978)

средняя стоимость работы: € 5,500 за 150х100 см в смешанной технике на ирландском льне

Алена Курмашева, сооснователь галереи Osnova:

Самая дорогая работа Елены на выставке «Настоящим удостоверяется» — это гобелен, который дал выставке название⠀ 09.47.40.457.29.03.2018 This Certifies That (2018) размером 190х240 см стоит €15,000. Высокая цена обусловлена в том числе дорогостоящим производством — порядка € 3,000, его сделали на одной из старейших мануфактур в Европе по уникальному эскизу.

Самая бюджетная работа из доступных сегодня — это графика из того же проекта, оттиск на бумаге 02.35.10.239.18.03.2018 This Certifies That (2017) размером 56.7 x 37.7 см за € 300. По задумке художника, серия гравюр выставлена на продажу вместе с клише для ее оттисков, таким образом коллекционер получает право лично контролировать выпуск графики из данной серии. Стоимость этих работ скрывает концептуальный смысл в большей степени, чем отражает ее рыночную стоимость: Попова играет с понятиями тиража, уникальности и рыночной стоимости⠀

В современном искусстве коллекционер платит в первую очередь за концептуальную составляющую произведения, идеи весомее материи. Так в работе This Certifies That (программа для Mac, 2016) продается компьютерный код. Это очень актуальная работа, которая может характеризовать и процессы в экономике XXI века, и феномен криптовалют и технологий. Она стоит € 6,000⠀

Цена — это прежде всего денежное отражение имени художника, его CV. Чем больше значимых выставок, публикаций, резиденций в карьере, тем стоимость выше. Конечно цена на конкретное произведение выстраивается с учетом медиа, техники, серии, уникальности. Если говорить о живописи, то она формируется, исходя из формулы с учетом личного фактора художника.

В случае Поповой CV как раз отражается в этом факторе. Если отдельно выделять пункты, то это степень магистра Royal College of Art, работы в коллекциях Saatchi, Zabludowicz, Arts Council, участие в выставках — всего их 52, среди них Future Light в музее MAK в рамках Венской биеннале (2015), в Garage Project Space, Nottingham Contemporary, Malmo Konst Museum. Также это публикации в авторитетных изданиях — Vitamin P3, 100 Painters of Tomorrow, участие в крупных ярмарках — Berlin Art Fair, Art Cologne, Code, Frieze.

Елена Попова сотрудничает с тремя галереями, и цена на ее работы везде одинаковая. Рост цен — это планомерный процесс, зависящий от рынка современного искусства и рынка конкретного художника. С 2012 годы мы наблюдаем повышение всех показателей «успешности» Поповой, и цены поднимаются следом. В этом году у нее уже две персональные выставки, а в середине апреля работы будут представлены на ярмарке в Далласе.

Елена Попова ©Osnova Gallery⠀⠀

Следующая новость
С 1970-х годов скульптор Леонид Соков занимался исследованием советской мифологии, выбирая для своих скульптур типические образы русской визуальной культуры и перенося их в иные среды, то сопоставляя несовместимые изобразительные традиции, то переселяя идолов общества в область игрушечного, псевдонародного искусства. Брайн Дройткур встретился со скульптором в его нью-йоркской мастерской, чтобы расспросить мэтра о сформировавших его московских семидесятых, наставниках и вдохновлявшем его искусстве, в том числе русском фольклоре.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход