lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
59.14
USD
69.47
EUR
Rus Eng
14 Декабря 2017

Что смотреть на Уральской биеннале: Самый полный гид

14 Сентября 2017
Арт-резиденции, университет биеннале и ферма по майнингу в теплице Текст: Оля Татарникова

Сегодня, 14 сентября, в Екатеринбурге стартует IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Выставка будет открыта в течение трех месяцев и завершится 12 ноября. Биеннале делится на части: экспозиция основного проекта, арт-резиденции, перформанс-платформа, университет биеннале, параллельная программа и специальные проекты. The Village составил большой гид по событиям и площадкам индустриальной выставки.



 Основной проект

 Университет биеннале

 Маршруты арт-резиденций

 Перформанс-платформа

 Специальные проекты

 Параллельная программа

*Нажмите на раздел, чтобы получить больше информации

1. Основной проект

Экспозиция биеннале занимает площадку Уральского приборостроительного завода на набережной Городского пруда. Она располагается на трех этажах — это больше 6 тысяч квадратных метров. Главная тема всей биеннале — «Новая грамотность». 60 художников из 19 стран исследуют три идеи, объединенных новой грамотностью: изображение как свидетель, хореография капитализма, сопротивляющееся слово. По словам куратора Жоана Рибаса, на биеннале зритель наблюдает изменения, которые несет четвертая индустриальная революция, когда объединяются геном человека и смартфон, когда соединяются информационный бит и атом.

Фильмы Люмьер и Медведкина

Выставку открывает фильм «Выход рабочих с фабрики» братьев Люмьер, снятый в 1895 году. Первый фильм в истории, показанный на большом экране, служит отправной точкой всей выставки. Еще на первом этаже показывают ленту уральца Александра Медведкина, который прославился созданием кинематографического поезда. В 30-х его съемочная группа на трех вагонах передвигалась по стройкам первой пятилетки СССР и снимала фильмы о жизни рабочих. Французские левые кинематографисты вдохновились его работами и в 60-х так же отправились по стране документировать борьбу французских рабочих. На биеннале эти две ленты впервые оказались рядом.

Офис Пилви Такалы

На первом этаже можно найти типичный офис: большой стол, стулья, белые кожаные кресла. В этом пространстве финская художница Пилви Такала рассказывает, как в течение месяца работала в большой консалтинговой фильме и ничего не делала. Она сидела за столом без компьютера и телефона, проводила рабочий день в лифте. Художница показывает, как ничегонеделание представляет угрозу привычному порядку вещей.

«Сауна» на производстве биткоинов

Еще одна знаковая работа — «Сауна», созданная Лабораторией городской фауны. Художники построили теплицу, где тепло создается за счет охлаждения компьютера, который производит вычисления и добывает криптовалюту. Авторы сделали производство биткоинов видимым и добились того, чтобы информационный процесс можно было почувствовать.



Распад

В одной из комнат второго этажа находится работа Ольги Кройтор. Однажды художница нашла старые диапозитивы, вставила их в проектор и увидела, как они медленно осыпаются из-за тепла лампы. Ольга засняла процесс распада и предлагает посетителям наблюдать за исчезновением образов на фоне облупленных стен завода.

Универсальные желания

Художница Людмила Калиниченко создала инсталляцию из карт желаний, которые люди выкладывали в интернет. Ее работа — психоделическое пространство, где повсюду деньги, секс, успех, здоровье и путешествия. Людмила изобразила коллективное бессознательное и создала место универсальных желаний.





Спальня страха и гендерные коды

На биеннале можно попасть в спальню страха. Художник Александр Образумов воссоздал интерьер спальни, чтобы показать, как синие экраны и привычные предметы вызывают страх и беспокойство. По соседству под музыку группы «Тату» художница Петра Кортрайт исследует эстетику общения и гендерные коды с помощью языка фильтров инстаграма, иконок и видеоэффектов.

Класс

Повсюду работы иностранцев переплетаются с произведениями уральских художников. На некоторые экспозиции вход разрешен только совершеннолетним. Например — в комнату, где фотограф и преподаватель Федор Телков создал класс, в котором парты исписаны грубыми и похабными рисунками и надписями.




2. Университет биеннале

Секция «Технологическая грамотность»

КОГДА: 15 сентября, 11:30

Философ техники Юк Хуэй объяснит, почему цифровая реальность позволяет забыть о марксовом отчуждении от средств производства, а художник Даскин Драм предложит каждому из слушателей поставить себя на место компьютерного сервера и объединиться в сеть.

Воркшоп Герта Ловинка «Что есть „социальное“ в социальных сетях»

КОГДА: 15 сентября, 12:00

Голландский теоретик медиа предложит проанализировать тексты критической теории и социологии о социальных медиа. Семинар подходит тем, кто хочет попробовать «медленное чтение» и свободно говорит на английском.



Секция «Познание требует времени»

КОГДА: 15 сентября, 14:30

Философ и автор трактата «Коинсидентология» Йоэль Регев, философ и эссеист Петр Сафронов, искусствовед Борис Клюшников поговорят о том, куда постоянно уходит время, почему общество порицает прокрастинацию, можно ли жить медленней.

Секция «Эстетика перехода»

КОГДА: 15 сентября, 16:30

Арт-критик Шон Морган, доцент университета Лидса Влад Струков и искусствовед Наталия Фукс поговорят о том, как из цифрового шума художники вырезают прекрасное, как социальные медиа изменили суждения вкуса, как «зум» и «дрэг» перевоспитали зрителя.



Лекция художника Баби Бадалова

КОГДА: 15 сентября, 17:00

Баби Бадалов работает с визуальной поэзией, арт-объектами, инсталляциями и перформансами. Живет в Париже. Принимал участие в XI Биеннале в Кванджу, VI Московской биеннале, параллельных проектах 54-й Венецианской биеннале.

Keynote-лекция Льва Мановича «Искусственный интеллект и визуальная культура»

КОГДА: 15 сентября, 19:00

Эксперт по теории новых медиа объяснит, насколько визуальная культура зависит от искусственного интеллекта и как машины упорядочивают то, что видит пользователь.




Воркшоп Шона Монахана «Помни о мемах»

КОГДА: 16 сентября, 12:00

Двухчасовой семинар от нью-йоркского бренд-аналитика и художественного критика, посвященный конструированию потребительских инсайтов и этнографии социальных сетей. Шон расскажет, как проводить и «упаковывать» качественные исследования (и почему в этом помогает современное искусство) на примере AirBNB и косметики BB Cream.

Воркшоп Льва Мановича «Думая данными»

КОГДА: 16 сентября, 16:30

Вводный семинар для тех, кто хочет узнать, как использовать визуализацию в гуманитарных дисциплинах и журналистике, как связана визуализация с конструктивистскими изысканиями начала 20-х. Эксперт по теории новых медиа объяснит неочевидную связь концептов города-сада и общества данных.



Лекция художницы Анны-Софи Бергер

КОГДА: 16 сентября, 17:00

Она изучала дизайн одежды и трансмедиа в Венском университете прикладных искусств. Живет и работает в Вене и Нью-Йорке. Ее персональные выставки «Новые слова», «Места для борьбы и примирения», «Билборды», «Вечный оптимист», «Почувствуй» появлялись в Италии, Австрии, Германии.

Показ и обсуждение фильма Hyperstition

КОГДА: 16 сентября, 20:00

Фильм посвящен современной философии и применению ее в финансовой аналитике, информационном дизайне, консалтинге и современном искусстве. Показ пройдет на английском языке с русскими субтитрами.



Лекция художницы Таисии Коротковой

КОГДА: 17 сентября, 17:00

Художница окончила Институт проблем современного искусства и Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова. Работы Таисии Коротковой выполнены в технике современной иконописи, причем автор самостоятельно выполняет каждый технологический этап, от подготовки доски к грунтовке до лакировки.

Международный форум «Культура как предприятие»

КОГДА: 23 и 24 октября

Форум станет площадкой для агентов, занятых производством, оценкой и коммуникацией культурных продуктов. В форуме примут участие Энди Прэтт, экономист, сотрудничающий с комиссией ООН, куратор и художественный критик Николя Буррио, Ксавье Декто, хранитель Искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии, художник и архитектор Лукаш Панцевич и основатель и руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной.


3. Маршруты арт-резиденций

На протяжении первой недели автобусы по местам арт-резиденций биеннале будут ходить по будням: они отправляются в 9:00 от Приборостроительного завода. После вернисажной недели маршруты по городам и производственным предприятиям Урала будут открыты только по выходным. Всего для биеннале разработали 59 маршрутов по 25 уральским городам.

Сысерть

КОГДА: 13 сентября

Современная Сысерть сохранила память о временах былого заводского величия. Этот маршрут проведет по старой промышленной Сысерти в Сысерть ремесленную и художественную. Гости посмотрят город и побывают на фарфоровом заводе, где до сих пор чайные сервизы расписывают вручную. В рамках программы арт-резиденций художница из Финляндии Ханналеена Хейска сотрудничает с этим предприятием и создает объектно-графическую инсталляцию.

Нижний Тагил

КОГДА: 14 сентября

Нижний Тагил — один из самых известных городов Свердловской области и центр уральской металлургии. Здесь сохранился старинный завод, превращенный в заповедник и музей под открытым небом, где можно рассмотреть внутреннее устройство заводов XVII–XIX веков. С ним соседствуют современные предприятия, и в рамках этого маршрута гости побывают на НТМК.




Полевской и Дегтярск

КОГДА: 15 сентября

Этот маршрут связан с историей металлургии на Урале: в сохранившейся Северской домне можно будет увидеть, как плавили чугун в середине XIX века, а на Северском трубном заводе — как льют металл в наши дни.

Кыштым

КОГДА: 16 сентября

Этот маршрут свяжет воедино историческое наследие и современное искусство. Гости побывают на двух действующих предприятиях, где увидят жидкий малахит и ванну с серной кислотой, постоят на краю графитового карьера и узнают об истории и жизни призаводского горного города. Ближе к вечеру они увидят инсталляцию художника из Швейцарии Руди Десельера, которую он создает в кыштымском «белом доме».



Кыштым и Сатка

КОГДА: с 16 по 17 сентября

Путешествие в Кыштым закончится ночевкой среди гор и озер в эко-парке Зюраткуль, а на второй день гости поедут в Сатку, где действует постоянная резиденция Уральской индустриальной биеннале. В программе — посещение комбината «Магнезит» и экскурсия на Карагайский карьер, глубина которого равняется высоте десяти десятиэтажных домов — 360 метрам.

Верхняя Пышма и Богданович

КОГДА: 17 сентября

Этот маршрут охватит два предприятия, с которыми сотрудничают художники программы арт-резиденций. «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме подготовили тележки для инсталляции Гектора Саморы, гости будут искать ответ на вопрос, зачем мы куда-то постоянно едем. Богдановичское ОАО «Огнеупоры» встретит гостей цехом полусухого — такое название носит прессование огнеупоров.


4. Перформанс-платформа

Показ фильма «В поисках потока»

КОГДА: 15 сентября, 19:00

ГДЕ: Уральский филиал ГЦСИ

«В поисках потока» — это короткометражный документальный фильм в жанре кинотанец о танцевальном искусстве Екатеринбурга от режиссера Кати Каллио, программного директора старейшего фестиваля кинотанца Loikka в Хельсинки.

Спектакль-перформанс «Огни Урала» о строительстве первых уральских заводов

КОГДА: 14 сентября, 20 сентября, 11 октября, 12 октября, 18 октября, 31 октября, 7 ноября, 8 ноября, 9 ноября в 21:00

ГДЕ: Дворец культуры металлургов Верх-Исетского завода

Site-specific ораторию «Огни Урала» создавали два композитора, написавшие по акту: швейцарец Карло Чичери и Дмитрий Ремезов из России. Текст оратории нашли в архиве начала 30-х годов, а для постановки переработали. В проекте участвуют полсотни музыкантов, танцовщиков театра «Провинциальные танцы», солистов хора и художников.

Гастроли театра Post

КОГДА: с 28 октября по 6 ноября

ГДЕ: Уральский филиал ГЦСИ

Независимую театральную группу основал в 2011 году Дмитрий Волкострелов. В репертуаре театра — спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко, а также первые в России постановки произведений Джона Кейджа, Элвина Люсье и Марка Равенхилла. За неделю гастролей в Екатеринбурге будут представлены спектакли «Джон Кейдж. Лекция о нечто», «Я свободен», «Запертая дверь», «Июль», «Джон Кейдж. Лекция о ничто», «Хозяин кофейни», «Молчание на заданную тему».


5. Специальные проекты

Выставка «Территория авангарда: Большой Урал»

КОГДА: с 14 сентября по 12 ноября

ГДЕ: третий этаж Приборостроительного завода

Гости смогут посмотреть на историю авангарда городов Большого Урала как на часть многосоставной и мистической истории края. Выставка создана на основании архивных материалов, изучении семейных архивов и экспедиций. Исследование авангарда раскроет важную черту региона, где желание нового сочеталось с большим числом запретов.

Выставка «Миростроение»

КОГДА: до 30 сентября

ГДЕ: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Проект «Миростроение» открылся в Нижнем Тагиле 12 августа. Он находится на двух площадках. В цехе Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» художники создали «тотальную комнату отдыха» — метафорический памятник труду поколений людей, которые работали и жили здесь на протяжении 300 лет. Вторая площадка расположилась в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. В этом проекте участвовали простые люди, которые не считают себя профессиональными художниками, но при этом занимаются теми или иными видами художественного творчества.

Выставка «Работа никогда не завершается»

КОГДА: с 12 октября по 21 января

ГДЕ: Тюменское музейно-просветительское объединение

Название проекта — это перефразированный заголовок произведения художницы Элизы Беннет «Работа женщины никогда не завершается». С помощью вышивки художница бросает вызов представлению о том, что женский труд легкий, и показывает его последствия. На выставке представлены работы Тани Ахметгалиевой, Элизы Беннетт, Анастасии Богомоловой, Алисы Горшениной, Микеле Джангранде, творческого объединения «Куда бегут собаки».


6. Параллельная программа

Выставка «Время собирать»

КОГДА: с 24 августа по 20 октября

ГДЕ: Музей этикетки типографии «Астра»

Современные охотники за артефактами создали коллекцию для будущего, где каждый предмет массовой культуры характеризует первые десятилетия XXI века.

Выставка [Post]industrial Ural

КОГДА: с 1 августа по 30 октября

ГДЕ: Фотографический музей «Дом Метенкова»

Художник Сергей Потеряев рассказывает о незаметных местах на карте Урала. Объектив Потеряева исследует огромное во всех смыслах пространство — от бывших моногородов, деревень и исчезающих поселков до центров промышленности и столицы региона — Екатеринбурга.



Выставка «Вечное лето»

КОГДА: с 7 сентября по 8 октября

ГДЕ: Ельцин Центр

Выставка исследует мозаики и сграффито на зданиях 1960–1980-х годов в советском Свердловске и современном Екатеринбурге. Яркие цветные образы разнообразили серый индустриальный пейзаж и отсылали к казавшимся вневременным советскому историческому и культурному наследию. Фотографии Ивана Козлова и комментарии фиксируют функции и статус мозаик и сграффито в современном Екатеринбурге.

Выставка «Будущее прошедшее»

КОГДА: с 14 сентября по 1 октября

ГДЕ: Музей истории и археологии Урала

Выставка «Будущее прошедшее» — это игра слов, игра смыслов и времен, которые переплетаются в пространстве естественнонаучного музея. Выставка предлагает посмотреть на себя через призму будущего и тем самым лучше понять свое настоящее и прошлое.




Концерт Pincode Ensemble «Минимализм»

КОГДА: 14 сентября, 19:30

ГДЕ: Центр культуры «Урал»

На концерте будет звучать музыка как классиков жанра, так и произведения композиторов, созданные под влиянием минимализма. Прозвучат произведения Майкла Наймана, Арво Пярта, Олега Пайбердина, Алексея Шмурака, Филиппа Гласса и других.

Выставка «Интимность в четырех действиях»

КОГДА: с 15 сентября по 30 октября

ГДЕ: Фотографический музей «Дом Метенкова»

Проект молодой британской художницы Лидии Кононенко, посвященный изучению влияния эмоций на изменение выражения лица. Она разбирает «беседу с другом» или «разговор с любимым» на мельчайшие поведенческие коды и представляет их набором контролируемых действий, которым можно научиться.




Проект «Музей: включенное наблюдение»

КОГДА: с 15 сентября по 20 декабря

ГДЕ: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Это серия прогулок по музейным залам, где зрители должны будут сконцентрировать внимание на своих ощущениях и эмоциях, вызываемых пространством, средой и экспозициями, а затем зафиксировать эти реакции и возникшие мысли с помощью заметок, рисунков, фото- и видеосъемки, а также аудиозаписей. Результаты необычной коммуникации с музеем будут представлены на итоговой выставке проекта в декабре.

Выставка A Posteriori*

КОГДА: с 15 сентября по 3 декабря

ГДЕ: Ural Vision Gallery

Художники Aljoscha, Илья Федотов-Федоров, Глеб Скубачевский, Даша Кудинова, Е-мое, Виталий Барабанов разрушат границы между биологическим и техногенным, цифровым и материальным, природным и культурным и будут искать новые эстетические формы и типы восприятия.



Выставка «Между усталостью: к новым формам жизни»

КОГДА: с 15 сентября по 10 ноября

ГДЕ: Дворец культуры железнодорожников

Сейчас между работой и отдыхом больше нельзя провести черту — она размыта коммуникацией, которая становится основой современного производства. В быстром потоке жизни появляются усталость и тревога, ощущение заброшенности и депрессия. Художники и социологи будут искать ситуацию, где личное время и способность коммуникации не будут отчуждаться, где общение будет служить только личному и коллективному опыту.

Выставка «Кампус»

КОГДА: с 4 октября по 4 декабря

ГДЕ: Екатеринбургская академия современного искусства и Центр культуры «Орджоникидзевский»

Исследовательская выставка посвящена истории здания, в котором сегодня находятся Екатеринбургская академия современного искусства и Центр культуры «Орджоникидзевский». С момента постройки это пространство пребывало в состоянии вечной смены своих имен, идентичностей или архитектурно-социальных функций. Построенная по принципу живого рассказа, выставка выявит и осветит основные опорные точки жизни этого памятника архитектуры.

Выставка «Набор для выживания»

КОГДА: с 6 октября по 26 октября

ГДЕ: Фонд «Культурный транзит»

Молодые художники часто сталкиваются с цензурой или актами самоцензуры и вынуждены искать способы выражения с помощью тонких и концептуальных методов. «Набор для выживания» — результат полугодовой работы турецких и российских художников над произведениями, объединенными темой тонкого искусства.



Следующая новость
В Новой Третьяковке и в Музее архитектуры им. А.В. Щусева последние дни работает проект «V-A-C Live: Тино Сегал» — первая масштабная демонстрация произведений художника Тино Сегала в России. Во время своего короткого визита в Москву Сегал встретился с искусствоведом и исследователем современного танца Катей Ганюшиной. Первым делом он сообщил, что не любит давать интервью, тем не менее Кате удалось побеседовать с ним о взаимодействии, исчезающем искусстве, демократии и о том, что делают с искусством Сегала частные коллекционеры. Текст: Катя Ганюшина
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход