lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
66.76
USD
76.14
EUR
Rus Eng
18 Января 2019

Боюсь спросить: почему вернисаж у ЦДХ и современное искусство ― это разные вещи?

18 Декабря 2018

В эксклюзивной рубрике InArt отвечает на ваши вопросы о современном искусстве ― чтобы понять и полюбить его вам стало еще проще. Объясняем просто и доступно то, что «и так понятно» и неудобно спросить ― как понять произведение, чем современное искусство отличается от другого творчества, в чем суть новых жанров и т.д. Не стесняйтесь и оставляйте ваши вопросы в комментариях на нашей странице и не только с хештегом #небоюсьспросить ― мы обязательно на них ответим в следующих выпусках.

Боюсь спросить: почему вернисаж у ЦДХ и современное искусство ― это разные вещи?

Вы даже не догадываетесь, как близок нам этот вопрос. Дело в том, что дедушка одного из наших авторов очень любит этот самый вернисаж у ЦДХ и даже покупает там пейзажи и натюрморты для украшения своего дома. А мама другого автора ― сама создает подобные полотна и регулярно радует ими своих друзей в качестве подарка.

Итак: искусство это или нет? Вопрос некорректный. Вернее, на него однозначно ответит только время ― история знает ни один случай, когда только спустя десятки или даже сотни лет человечество признавало ту или иную работу искусством или, наоборот, сбрасывало со счетов.

Что важно понять здесь и сейчас, чтобы принимать правильные решения ― это разницу между современным творчеством и современным искусством. Ее можно описать одним понятием: система. Любое творчество, если оно собирает вокруг себя достаточное количество заинтересованных людей, может стать системой ― такая система есть вокруг керамистов или ювелиров, создателей комиксов или дизайнеров одежды. Такие же системы есть и вокруг вернисажа в ЦДХ, и современного искусства. Однако это разные системы, функционируют они по-разному, и важно понимать, какие из ваших запросов каждая из них сможет удовлетворить.

Экосистема современного искусства зависит от состояния и инфраструктуры рынка. Рынок современного искусства западного мира ведет отсчет примерно со второй половины XIX века, то есть с того момента, когда у искусства изменился основной заказчик. Если раньше оно в основном создавалось для церкви или двора монарха, то теперь им стали украшать частные дома. Причем все больше покупатели хотели выбрать из уже готовых произведений, а не вкладываться в индивидуальный заказ. Так появились салон, галерея, ярмарка ― места показа и продажи готовых предметов искусства. Иначе обстоит дело на постсоветском пространстве: если для XIX века ситуация примерно одинакова, то почти весь XX век единственным официальным заказчиком здесь было государство, а открытый частный рынок искусства появился как и открытый частный рынок вообще ― в конце 80-х.

Как у любой системы, у современного искусства есть агенты, каждый из которых выполняет свою функцию. Эти функции нестабильны, как и то, как работает система, потому что она по сути живой организм. Однако их можно описать в общих чертах: художник создает произведение, дилер или галерист ― продает, зритель ― смотрит, покупатель ― покупает, критика и музей ― задают планку ценности, аукцион эту планку подтверждает (или нет) вторичным спросом и т.д. Сегодня аналитические обзоры и рейтинг InArt ― единственные на рынке дают понимание игроков и тенденций, они основаны на подтвержденных количественных и качественных показателях. В них можно найти четкие критерии, которые позволяют понять, какой автор на каком месте, и какие факторы влияют на возможность быть признанным и попасть в рейтинг.

Одна из функций системы современного искусства ― формирование ценности произведения. Ценность может быть как эпистемологической, так и рыночной, и символической.

Ценность эпистемологическая ― это признание экспертами объекта частью истории искусств. Как сказали выше, эта оценка может запоздать на десятки и сотни лет. Однако здесь и сейчас высшее признание художника ― это упоминание в научных монографиях по истории искусства признанными искусствоведами и покупка его работы статусным музеем. Ценность в рамках истории искусств, безусловно, влияет на рыночную ценность, но это происходит далеко не всегда.

Рыночная ценность связана с эпистемологической, она формируется не только на основе буквально спроса и предложения, но и статуса художника и работы ― его создают и подтверждают эксперты на основе своего знания: кураторы, критики, музеи, фонды. Именно они обеспечивают присутствие художника в информационном пространстве, что часто необходимо для продвижения и продаж. Подробнее об этом механизме на реальных примерах можете почитать в нашей рубрике «За что такие деньги» .

Таким образом, чтобы на произведение современного искусства формировалась адекватная цена, которая со временем будет расти, это произведение и его автор должны находиться в системе современного искусства: участвовать в определенных, признанных авторитетными в области современного искусства выставках, фигурировать в соответствующих каталогах и публикациях в прессе, продаваться в профильных галереях и на аукционах, покупаться в статусные специфические коллекции. Именно это повышает вероятность того, что произведение будет расти в цене, и покупатель получит не просто усладу для глаза в гостиной, но и прибыльный актив.

Ценность символическая идет дальше самой системы искусства и зависит от того, как эта система взаимодействует с другими ― прежде всего, с общественным мнением. С давних времен предметы искусства являются одним из атрибутов элитарности, говорят о достатке владельца, его образовании и власти. То, насколько сегодня именно современное искусство выступает таким атрибутом, зависит от региона. В США и Западной Европе это определенно так: быть коллекционером современного искусства значит быть прогрессивным. На постсоветском пространстве эта тенденция запаздывает, но начиная с 2000-х годов все больше набирает обороты. И здесь работает тот же механизм: чтобы произведение современного искусства имело для своего владельца символическую пользу, то есть говорила о его статусе, оно должно быть вписано в систему.

Следующая новость
Марсель Дюшан, "Фонтан", 1917 г, фото Wikipedia.org

InArt запускает эксклюзивную рубрику ответов на ваши вопросы о современном искусстве ― чтобы понять и полюбить его стало еще проще. Мы объясним просто и доступно то, что «и так понятно» и неудобно спросить ― как понять произведение, чем современное искусство отличается от другого творчества, в чем суть новых жанров и т.д. Не стесняйтесь и оставляйте ваши вопросы в комментариях на нашей странице и не только с хештегом #небоюсьспросить.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход