lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
Rus Eng
23 Апреля 2019

Почему «Фонтан» Марселя Дюшана ― это искусство?

1 Февраля 2019

В эксклюзивной рубрике InArt отвечает на ваши вопросы о современном искусстве ― чтобы понять и полюбить его вам стало еще проще. Объясняем просто и доступно то, что «и так понятно» и неудобно спросить ― как понять произведение, чем современное искусство отличается от другого творчества, в чем суть новых жанров и т.д. Не стесняйтесь и оставляйте ваши вопросы в комментариях на нашей странице и не только с хештегом #небоюсьспросить ― мы обязательно на них ответим в следующих выпусках.

Текст: Ольга Данилкина


Почему «Фонтан» Марселя Дюшана ― это искусство?

«Фонтан» Марселя Дюшана — икона современного искусства. Художник создал ее в 1917 году и это была попросту шутка: он отправил заявку на участие в выставке Общества независимых художников в Нью-Йорке и в качестве произведения предоставил перевернутый вверх ногами писсуар с подписью R.Mutt, обозвав его «Фонтаном». Комиссия, в которую, кстати говоря, Дюшан сам выходил, эту шутку всерьез не восприняла, и писсуар выставлен не был.

Дадаисты, в круг которых входил Дюшан, шутку обсудили и уже тогда отметили, что художник совершил революционный жест: показал, что для искусства важно не столько физическое участие автора, сколько его интеллектуальное усилие — он выбирает, чему быть искусством. Результат такого выбора называется ready-made, то есть «готовый объект», противоположность объекту, созданному физическим трудом.

И здесь, помимо того, что Дюшан едко пошутил над стремлением тогдашнего искусства к реализму и «сделанности», а публики — к утонченности вкуса, художник поймал уникальную перемену в мировоззрении человека. В полной мере ощутить ее мы смогли только в последние десятилетия. Начало XX века — это первые волны массового производства «готовых», штампованных товаров. Конвейер и прочие подобные методы лежали в основе фундаментальных изменений в экономике — прежде всего, большинство товаров первой необходимости стали стремительно дешеветь в производстве.

Если раньше человек покупал товар, физическую вещь, которая ценилась за то, насколько качественно ее сделали, то чем дальше в XX век, тем производить их проще, но тем ценнее становится то, что невозможно создать в массовом порядке. И это далеко не только эксклюзивные вещи, но и идеи, образ жизни и эмоции. В переводе на язык маркетинга: бренды и сервис, а старая добрая вещь — всего лишь «довесок» к ним. Проще говоря, стаканчик плюс-минус обычного кофе отличается от такого же стаканчика, но с фирменным логотипом Starbucks и вашем именем на нем, примерно тем же, чем писсуар в магазине от такого же писсуара, перевернутого и подписанного художником.

Более того, изменился и способ труда: сегодня мы все больше трудимся не физически, а интеллектуально или эмоционально — манипулируем идеями или общаемся с покупателем. Современный цифровой номад — работник, чье рабочее место — любая точка мира, где доступен интернет, а средство производства — ноутбук и собственная голова. Чем он не художник Дюшан, купивший в магазине готовый предмет и предпринявший над ним несколько интеллектуальных манипуляций?

Если говорить об истории искусства, то идея Дюшана и впрямь была столь революционной, что всерьез восприняли ее только в 60-х. Тогда искусство-как-идея стало знаменем концептуалистов, в частности — Джозефа Кошута. Они развернули революцию Дюшана до мирового масштаба, и искусство уже не могло остаться прежним. И именно с того момент изобразительное искусство — не все, но многое — стало чуть меньше изобразительным и чуть больше интеллектуальным: попросту стало сближаться с философией, чистой игре идей. Неслучайно тексты к современным выставкам часто изобилуют ссылками на известных гениев мысли, но это тема для отдельного разговора.

Вернемся к главному: если вы принесете в современную галерею коллекцию сантехники, дотошно подписанную вашими инициалами, будет ли это искусством? Нет, не будет. И не потому, что вы не Марсель Дюшан, а потому что сегодня уже не 1917 год, а XXI век. Мы живем в другом времени, для которого актуальны другие идеи и образы, и задача художника — работать с ними. Почему же, спросите вы, так много художников сегодня используют пресловутый ready-made и спокойно показывают свои работы в галереях? Потому что традиция ready-made жива и здравствует, так же, как и традиция скульптуры или живописи — это такое же средство искусства. Например, сегодня частый ready-made — это уже не объекты, а картинки из сети или цитаты из мемов. Однако если вы приглядитесь к таким работам, то поймете, что помимо собственно заимствованного предмета в них есть и еще что-то, что претендует на новый ход мысли, что пытается рассказать нам о времени и чуточку предположить о будущем. Успешно или нет — открытый вопрос, на который ответит время.

Надеемся, что смогли ответить вам на этот непростой вопрос. Если что-то осталось по-прежнему не ясно, смело спрашивайте!

С заботой и любовью, ваша редакция In-Art.ru



Следующая новость

Помните, пару лет назад, когда «Ночь музеев» была еще в новинку, в сети гулял вирусный ролик, в котором горожанам задавали вопрос, куда они пойдут просвещаться в этот вечер? По законам жанра подозрительны на вид граждане отправлялись «на Винзавод», а милая приятная девушка — «в Третьяковку».

Итак, «на Винзавод» или «в Третьяковку»?

Текст: Ольга Данилкина
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход