lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
62.87
USD
70.79
EUR
Rus Eng
22 Июля 2019

Куда ходить ― в галерею или музей?

17 Января 2019

Помните, пару лет назад, когда «Ночь музеев» была еще в новинку, в сети гулял вирусный ролик, в котором горожанам задавали вопрос, куда они пойдут просвещаться в этот вечер? По законам жанра подозрительны на вид граждане отправлялись «на Винзавод», а милая приятная девушка — «в Третьяковку».

Итак, «на Винзавод» или «в Третьяковку»?

Текст: Ольга Данилкина
Куда ходить ― в галерею или музей?
В эксклюзивной рубрике InArt отвечает на ваши вопросы о современном искусстве ― чтобы понять и полюбить его вам стало еще проще. Объясняем просто и доступно то, что «и так понятно» и неудобно спросить ― как понять произведение, чем современное искусство отличается от другого творчества, в чем суть новых жанров и т.д.
Не стесняйтесь и оставляйте ваши вопросы в комментариях на нашей странице и не только с хештегом #небоюсьспросить ― мы обязательно на них ответим в следующих выпусках. 
Сегодня: «Где смотреть современное искусство ― в галерее или музее?».
Помните, пару лет назад, когда «Ночь музеев» была еще в новинку, в сети гулял вирусный ролик, в котором горожанам задавали вопрос, куда они пойдут просвещаться в этот вечер? По законам жанра подозрительны на вид граждане отправлялись «на Винзавод», а милая приятная девушка — «в Третьяковку».
Итак, «на Винзавод» или «в Третьяковку»? Вопрос на самом деле не столько экзистенциальный, сколько практический: для ответа на него нужно понимать, чем отличается современное искусство в галерее и в музее, и что из этого больше отвечает вашим потребностям.
Галереи современного искусства в России явление относительно новое: первая появилась в 1989 году стараниями Айдан Салаховой, Александра Якута и Евгения Митты и называлась буквально «Первой галереей». В 90-е ими интересовались в основном покупатели и люди художественного круга. Только во второй половине 00-х с появлением творческих кластеров типа «Винзавода» поход в галерею стал все больше входить в разряд городского досуга. Закономерно, что большая часть взрослого населения нашей страны привыкла ходить в музеи и считать их единственным пристанищем искусства. По инерции от галереи мы продолжаем ждать того же, что и от музея, однако между искусством музейным и галерейным есть существенная разница, причем даже, если речь идет именно о современном искусстве.
По традиции музей в художественной системе — это верхняя планка признания художника, его высочайшая экспертная оценка. Именно экспертная, а не рыночная — то есть позиция искусствоведов и кураторов, которые профессионально отвечают за свои суждения, полагаясь на корпус знаний и опыт насмотренности. Проще говоря, если работа показана в музее, то она скорее всего уже занимает свое место в истории искусства или хотя бы претендует на это. Тем более его место выше, если работа попадает в музейную коллекцию. 
Стоит сделать поправку, что музей музею рознь, и далеко не любая организация с соответствующей вывеской на входе имеет весомый статус. Да и «вес» ее относителен: зависит от того, с какой перспективы мы смотрим. Например, в мировом масштабе легендарный нью-йоркский MoMA и его московский собрат MMoMA будут расположены довольно далеко друг от друга. Хотя последний выйдет на первые позиции уже в масштабе страны, будучи одной из немногих крупных государственных организаций, которые целенаправленно собирают коллекцию современного искусства.
Существенно также то, что музеи современного искусства все чаще показывают молодых художников, чья судьба еще далеко не очевидна. И тем не менее, выставляя их работы, музей формально все же берет на себя ответственность рассудить, что из представленного на сегодняшний день имеет потенциал, а что — нет. Это веское слово в форме выставки или покупки в коллекцию так или иначе положительно влияют на динамику цен на работы художника. При этом не стоит заблуждаться, что все искусство в музее имеет высокий ценник — часто это некоммерческое искусство, чья оценка на рынке невысока, но на то это и музей, чтобы руководствоваться далеко не только спросом публики.
Галерея же находится на противоположном от музея конце. В привычном понимании — как место продажи искусства — это чистое пространство рынка. Выбирая художника для показа, галерист заинтересован прежде всего в продажах, потому что это его хлеб, а значит, он руководствуется множеством факторов — от покупательской способности до художественной убедительности, — которые формируют в конечном счете финансово успешную карьеру художника. Безусловно, галерист принимает в расчет историю искусства, и место художника в ней ему только на руку, но в этом вопросе он фигура ангажированная, в отличие от музейного эксперта.
Когда мы приходим в галерею, то видим там то, на что ставит конкретный галерист — в чем он видит тренд, что ему нравится, и во что он верит. В идеальной модели галерист берет на себя полностью продвижение художника: помимо собственно продаж, он делает ему выставки, возит на ярмарки, издает каталоги — в общем, всячески вкладывается в его рост и признание профессиональным сообществом и покупателями. Так галерист, в отличие от музейного эксперта, не берет на себя обязанность беспристрастно рассудить, хорошее в галерее искусство или плохое с позиции истории, он скорее делает ставки и продвигает, всякий раз рискуя своим делом. Образно говоря, у каждого галериста своя правда относительно истории искусства и места художника в нем, в то время как музейный эксперт стремится к единственно верному суждению.
По большому счету, в галерее мы видим искусство с пылу, с жару. Его могут ругать — часто справедливо, а иногда — только оттого, что это прорыв, и понимание, чем он ценен, придет позже, как и выигрыш или проигрыш азартного покупателя. Эта деталь существенно влияет на цену произведений: в галерее зачастую можно купить гораздо дешевле то, что с попаданием в музей в цене только вырастет. 
Обобщая: галерея, если речь в ней идет не о работах художников музейного уровня, — это пространство приятного ценового люфта, с одной стороны, и инвестиционного риска — с другой; в то время как работы музейных художников наоборот — имеют больше инвестиционных гарантий, но вместе с ними и возросшую цену, да и купить работы музейного уровня не так просто, этот процесс может превратиться в настоящую охоту, но об этом — в другом выпуске.
Продолжим отвечать на ваши вопросы в следующем выпуске и с нетерпением ждем новых!
С заботой и любовью, ваша редакция In-Art.ru

Следующая новость

Современное искусство изобилует примерами произведений, которые выглядят парадоксальными для человека, еще не знакомого с ним достаточно близко. Так остроумная работа Славы ПТРК «Модный приговор» (2017) ― это две атлетические гири, выкрашенные в белый цвет и покрытые орнаментом, который напоминает принт известного модного бренда Louis Vuitton. Казалось бы, в чем здесь искусство, почему оно продается за 66,000 рублей ,и кто додумается его купить?

Текст: Ольга Данилкина

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход