lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
64.67
USD
73.36
EUR
Rus Eng
20 Марта 2019

Как понять, что хотел сказать художник?

6 Декабря 2018

InArt запускает эксклюзивную рубрику ответов на ваши вопросы о современном искусстве ― чтобы понять и полюбить его стало еще проще. Мы объясним просто и доступно то, что «и так понятно» и неудобно спросить ― как понять произведение, чем современное искусство отличается от другого творчества, в чем суть новых жанров и т.д. Не стесняйтесь и оставляйте ваши вопросы в комментариях на нашей странице и не только с хештегом #небоюсьспросить.

Текст: Ольга Данилкина

Как понять, что хотел сказать художник?
Сегодня ― первое насущное: «Как же все-таки понять, что хотел сказать художник?»

Прежде всего, примите как данность: то, что хотел сказать художник, и то, как произведение искусства можно интерпретировать ― зачастую разные вещи. Первое проще выяснить у самого художника.

Вторая важная аксиома: искусство невозможно на 100% переложить на рациональный язык. Да, вы можете понять приблизительно, о чем идет речь, но «работает» искусство в комплексе чувств, часть из которых сложно объяснить. На то оно и искусство, чтобы охватить те области нашего мира и опыта, которые невозможно описать буквально.

Интерпретация произведения искусства не может быть единственно верной, потому что основывается она всегда на знаниях, опыте и ощущениях отдельно взятого человека. И это не так плохо, как кажется на первый взгляд, ведь если нет «правильно», то и «неправильно» отсутствует.

Начать же интерпретацию мы предлагаем с вопроса, зачем вам это нужно. Если вы хотите написать критическую статью или стать профессионалом в области искусства ― допустим, художником, куратором, кандидатом искусствоведения, ― то ваша интерпретация должна основываться на обширном корпусе знаний. Как минимум, это история и теория искусства и базовая «насмотренность». Безусловно, этих знаний у любых профессиональных работников искусства гораздо больше, чем у обычного зрителя, но на этом разница и заканчивается.

Если же вы интересуетесь современным искусством для вдохновения или «расширения кругозора», то ваша задача ― найти в нем полезное для себя. Это может быть интересная точка зрения, которая даст идею, или даже просто цветовая гамма. Точка отсчета ваших рассуждений смещается на собственный опыт. Кстати, зачастую его у человека без профильного бэкграунда больше, чем у искусствоведа, ведь искусство сегодня выходит далеко за пределы собственных границ ― в области политики, науки, религии и др. При этом знание истории искусств и насмотренность мировых образцов будут только в плюс, но и без них современное искусство ― отнюдь не «деньги на ветер».

Итак, с чего же начать, когда перед вами ― объект современного искусства? Начните с собственных ассоциаций. Откуда их брать? В собственном опыте! И это самое интересное, потому что этот опыт уникален. Показательный пример ― икона современного искусства, «Фонтан» Марселя Дюшана (1917): самый обыкновенный писсуар, перевернутый на 180 градусов и подписанный художником. С чем его форму только не ассоциировали: начиная с собственно фонтана ― ассоциация самого Дюшана, заканчивая контуром Девы Марии с младенцем или Будды.

Далее присмотритесь внимательно, что именно перед вами ― это живопись, скульптура, фотография, объект, видео или что-то еще? Из чего это сделано? Вспомните, что вы знаете об этом, и соотнесите с тем, что перед вами. Например, Евгений Антуфьев работает в основном со скульптурой и объектом: подумайте, почему он делает скульптуры из дерева? Традиция деревянной скульптуры восходит, с одной стороны, еще к языческим культурам, с другой ― встречается почти в каждом старом советском дворе. Кстати, это же ключ к изучению глубже, если вам понравилось: зайдите в библиотеку и посмотрите книги о современной скульптуре. Самые доступные библиотеки по современному искусству в Москве находятся в музее Гараж и Московском музее современного искусства.

Посмотрите на то, как элементы работы соотносятся друг с другом. К примеру, как связаны живопись и видеодокументация перформанса Елены Ковылиной в проекте «Морковь культурная»: художница «продавала» живописные изображения овощей на рынке, будто это сами овощи.

Теперь обратите внимание на масштаб работы и то, как он соотносится с окружающим пространством ― и выставочным помещением, и другими произведениями. Это особенно важно в случаях живописи и фотографии. Например, что позволяет Наталье Турновой крупномасштабная живопись, а Сергею Сапожникову ― печать фотографий по несколько метров в ширину и высоту? Как минимум, создать мощный выразительный эффект цветовых пятен и дать внимание деталям. Просто представьте, как изменился бы эффект, будь эти работы в два раза меньше.

Далее подумайте, что интересного может быть в том, где и когда эта работа создана, как художник ее назвал, в каком месте, городе и стране она показана ― это называется контекст произведения. В этом вам поможет этикетка и текст к выставке. Наш совет обращаться к этикеткам и текстам после первого впечатления, а не вместо него. Яркий пример ― Илья Кабаков, чья большая ретроспектива сейчас проходит в Третьяковке. Кабаков вырос в Советском союзе, был художником-иллюстратором детских книг и одним из самых ярких представителей подпольного искусства. Здесь важно обратить внимание на эпоху и ее черты: советская действительность со своей особой эстетикой и социальной иерархией, искусство, которое поделено на официальное (разрешенное) и неофициальное (запрещенное). Илья Кабаков обращается прежде всего к этому времени, и немаловажно то, что сейчас эпоха сменилась и мы смотрим выставку художника уже в крупнейшем государственном музее.

Важный этап ― биография художника, если она вам доступна: в какое время он родился, где рос, какое у него образование. К слову, биографии большинства активных авторов можно найти у нас на сайте. Например, молодой художник Илья Федотов-Федоров мечтал стать генетиком и поступил на факультет зооинженерии РУДН. И хотя факультет вскоре закрыли и Илья оказался на филологическом, интерес к биологии в его работах сохранился.

В качестве итога осмотра задайте себе вопрос: чему меня учит это произведение, что полезного я в нем нашел? Не факт, что всякий раз вы найдете на него ответ ― не переживайте и идите дальше, ищите то, что приносит вам пользу, и пусть искусство станет для вас источником вдохновения и способом открыть новые грани жизни.

И смело задавайте нам вопросы!

С заботой и любовью, ваша редакция In-Art.ru


Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход