lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
Rus Eng
27 Апреля 2018

«Человек как птица. Образы путешествий»

13 Мая 2017   —   05 Сентября 2017
«Человек как птица. Образы путешествий»
На всем протяжении истории человек пытался раздвинуть границы зримого и найти новые углы зрения. Развитие оптики и эволюция искусства шли рука об руку, и на вооружении художников были и камера-обскура, и видеокамера. Целью расширения оптического кругозора во все времена было познание мира. И если с одной стороны оно осуществлялось посредством экспедиций в дальние уголки мира, то с другой – благодаря изменению самого способа видения, доступного человеку. Этому процессу, развернувшемуся в истории, вторит и внутренняя трансформация, совершаемая нами на протяжении жизни.

Связать классическую традицию и современность, в конечном итоге способствуя изменению оптики зрительского восприятия, – одна из целей проекта «Новый Пушкинский», которая отразилась в этой выставке. Данное направление Музея призвано выстроить новые связи между классическим и новым искусством, между российским и международным художественным процессом, способствовать диалогу форм репрезентации современного искусства и представить зрителю художников, которые разговаривают на языке актуальных медиа.

Выставка «Человек как птица. Образы путешествий» приглашает зрителя отправиться в путешествие сразу в нескольких измерениях – в пространстве, времени и сквозь индивидуальный опыт, – которое, возможно, изменит восприятие мира и самого себя. Первоначальные морфология и структура образов по ходу путешествия трансформируются благодаря разным углам видения, заложенным в проекте. Подобно Гулливеру Джонатана Свифта или Алисе Льюиса Кэрролла зритель испытает на себе непривычные масштабы и перспективы: мир трансформируется, угол зрения меняется, реальное и воображаемое переплетаются и подчас не соответствуют нашему восприятию.

Художественное путешествие оказывается не просто географией, здесь структура пространства отражает мировоззрение. Путешественники разных эпох по-разному трактовали эту структуру: она могла становиться лоскутной, точечной – описывая лишь остановки, они проглатывали расстояния.

По мере путешествия угол видения расширяется – от привычных 120 градусов человеческого зрения к 360 градусам зрения птицы. Пространство, выстроенное по законам прямой перспективы, привычной зрителю со времен Ренессанса, лишь на первый взгляд кажется правильным. Зритель, помещенный в центр панорамы, зачастую утрачивает способность разглядеть детали. Они поглощены в некий общий недифференцируемый поток.

Постоянные искажения реальности, внезапные переходы от близкой перспективы к удаленной приводят к тому, что в какой-то момент зритель утрачивает способность занимать определенную позицию; из предельной дистанцированности от деталей наступает частичная слепота. Искажения и помехи пространства вокруг и временна́я воронка утягивают зрителя в черную дыру, откуда он выныривает в синтетический многоуровневый опыт «расширенного смотрения» и оказывается одиноким путешественником, который пытается приблизиться к собственному Я. Звук, тактильные ощущения, гаптическое видение присоединяют к непосредственно переживаемому опыту еще одно пространство – пространство памяти, и на первый план выходит уже индивидуальная история и путешествие сквозь себя. В конечном итоге чувства и ощущения формируют наше отношение к пространству снаружи и памяти внутри и окрашивают впечатления и воспоминания в неожиданные цвета. Точка схода перспектив «птичьего полета» и приземленного обывателя, машинного и человеческого глаза, пространства истории и личной памяти оказывается внутри каждого из нас, и конечной целью этой одиссеи оказывается познание самого себя.
Источник: http://venice.arts-museum.ru
Следующая выставка
С 11 по 21 мая в центре Венеции пройдёт выставка российского художника Сергея Катрана "Until the Word Is Gone" – "Пока не исчезнет слово"



Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход