lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
65.60
USD
72.62
EUR
Rus Eng
25 Августа 2019

Полевые исследования: освободить знание

23 Октября 2017   —   03 Декабря 2017

Выставка, являющаяся продолжением первой отчетной экспозиции 2015 года, познакомит с проектами программы «Полевые исследования», над которыми велась работа в последние два года, и будет включать в себя фильмы, аудио- и видеоинсталляции, архивные материалы, живописные произведения и фотографии. На выставке будут показаны семь новых проектов, находящихся на разных стадиях разработки, которые инициированы художниками и кураторами из Армении, Афганистана, Конго, Ливана, России, США и Франции.


Каждый проект представит радикальные теории, находящихся на пересечении различных практик и дисциплин — искусства, кинематографа, архитектуры, философии, истории, социологи и политологии. Обращаясь к местам, событиям и людям, которые находятся в тени той или иной доминантной версии истории, или, наоборот, предлагая альтернативный взгляд на широко известные сюжеты, исследователи бросают вызов устоявшимся агентам знания, демонстрируя тем самым своеобразные художественные «стратегии сопротивления», освобождая знание из-под власти одной дисциплины, одной культуры или одного нарратива.

Тематика текущих исследований связана с разными этапами российской истории последних ста лет и охватывает широкий спектр вопросов, в том числе альтернативные способы распространения информации в период блокады Ленинграда (проект Александры Сухаревой «Гребень в траве (малые описательные модели, ставшие действием)»); взаимодействие между культурной и инженерной мыслью и их отношения с властью в постреволюционные периоды (исследование куратора Сусанны Гюламирян «Диалоги с властью. Казус Шухова»); ключевые факторы, определяющие отношение к глухоте в России (проект кураторской группы Council, Тарека Атуи и Элисон О’Дэниел «Культура глухих в России: от пансиона до музея»). Эти столь разные проекты объединяет особый интерес авторов к процессу производства и распространения знания, а также методология исследований, отличающаяся вниманием к личным историям и работе с архивными источниками.

Публичная программа к выставке — «Полевые исследования: факультет выходного дня» — посвящена специфике художественных исследований и будет состоять из двух частей: лекций для широкой аудитории и закрытых критических семинаров по выходным. Среди спикеров «Факультета выходного дня» — одни из самых интересных международных художников. Участники критических семинаров, предназначенных для художников, кураторов, критиков и исследователей из России и стран СНГ, будут отобраны по итогам открытого конкурса.

Программа «Полевые исследования» была основана в 2013 году с целью изучения забытых и малоизвестных событий, философских позиций, пространств и героев русской культуры. Сюжеты и тематика исследований определяются интересами участников, которые в своей работе используют методы, заимствованные из академической среды. Эти художественные исследования отличает большая свобода в обращении с темами и материалами, так как одна из их задач — производство новых интерпретаций. В Музее был создан специальной отдел, который оказывает поддержку каждому проекту и помогает участникам программы получить доступ к местным экспертам, архивам и учреждениям, а также регулярно знакомит зрительскую аудиторию с ходом исследований и промежуточными результатами работы. Участники программы «Полевые исследования» прошлых лет: Антон Видокле, Тарин Саймон, Музей американского искусства в Берлине (MoAA), Койо Коуо и Раша Салти. Подробную информацию о программе можно найти здесь.

Участники: Кураторская группа Council (Сандра Терджман и Грегори Кастера), Тарек Атуи и Элисон О’Дэниел, Самми Баложи, Мариам Гани, Дмитрий Гутов и Давид Рифф, Сусанна Гюламирян, Александра Сухарева, коллектив «Что делать».


Организаторы: Снежана Кръстева, куратор Музея «Гараж», и Ольга Широкоступ, координатор программы «Полевые исследования».

УЧАСТНИКИ

Кураторская группа Council, Тарек Атуи и Элисон О’Дэниел

Кураторская группа Council, Тарек Атуи и Элисон О’Дэниел работают над исследованием «Культура глухих в России: от пансиона до музея», посвященном репрезентации наших представлений о слухе через искусство и их изменению посредством художественных практиках.

Тарек Атуи (род. 1980, Бейрут) — музыкант, композитор и саунд-художник. В 2006 году на лейбле Staalplaat Records в серии Mort Aux Vaches вышел его первый альбом. В 2008-м работал художественным руководителем студии STEIM (Амстердам), занимающимся исследованием и развитием новых электронных музыкальных инструментов. Работы Атуи были представлены на многочисленных форумах современного искусства, в том числе на биеннале в Шардже (2009, 2013), Сеульской международной биеннале медиаискусства (2010), Performa 11 (Нью-Йорк, 2011), dOCUMENTA (13) (Кассель, 2012) и 8-й Берлинской биеннале (2014), на выставках в Новом музее (Нью-Йорк, 2010), Доме искусства (Мюнхен, 2010), галерее Серпентайн (Лондон, 2012) и др. Живет и работает в Париже

Council (осн. 2013) — парижская художественная институция, основанная кураторами Грегори Кастерой и Сандрой Терджман. В своей деятельности группа Council стремиться инициировать новые формы идейного обмена между искусством, наукой и гражданским обществом. Основная гипотеза, которую выдвигают участники группы Council, состоит в том, что налаживание силового баланса между различными дисциплинами и формами знания может поспособствовать улучшению политического представительства различных групп в обществе. С момента основания группы методология Council выкристаллизовалась в работе над тремя исследовательскими проектами — Tacet (11-я биеннале в Шардже; MoMA PS1, Нью-Йорк; триеннале «Бергенская ассамблея», 2013–2016); «Производство прав» (Ливанская ассоциация пластических искусств «Ашкаль Альван», Бейрут, 2015), «Стать землянином» (Музей человека, Париж, 2015), — посвященных, соответственно, репрезентации разнообразных измерений слуха, концепции Природы и ее взаимосвязи с гендерными и сексуальными нормам и анализу климатических изменений. Результатами этих проектов стали исследования, публичные выступления, публикации, выставки, видеоработы и перформансы.

Элисон О’Дэниел (род. 1979, Майами) — мультидисциплинарная художница, работающая в области кино, скульптуры, перформанса и музыки. В своих работах исследует политику производства, репрезентации и рецепции, связанную со звуком и процессом слушания. Работы О’Дэниел демонстрировались на персональных выставках в Samuel Freeman Gallery (Лос-Анджелес, 2013, 2016) и Центре современного искусства «Пасрель» (Брест, Франция, 2015). Живет и работает в Лос-Анджелесе.

Самми Баложи


Проект Самми Баложи «Исследование советского влияния в Конго» посвящен превращению Бельгийского Конго в Демократическую Республику Конго и влиянию коммунизма на конголезскую культуру.

Самми Баложи (род. 1978, Лубумбаши) — художник и фотограф. В своей практике использует возможности фотографии и кино, элементы монтажа и архивные материалы, выявляя сложные связи между колониальным прошлым и постколониальным настоящим. Избранные персональные выставки: Congo Far West (Королевский музей Центральной Африки, Тервюрен, Бельгия, 2011), The Beautiful Time in Lubumbashi: Photography by Sammy Baloji (Музей африканского искусства, Нью-Йорк, 2012), Des insectes au musée (Музей на набережной Бранли, Париж, 2014), Hunting & Collecting (музей Mu.ZEE, Остенде, Бельгия, 2014). Участник 13-й Лионской биеннале (2015), 56-й Венецианская биеннале (2015), 11-й Шанхайской биеннале (2016), documenta 14 (Афины, Кассель, 2017) и др. Лауреат многочисленных премий и грантовых программ, в том числе двух премий Африканской фотобиеннале (Бамако, Мали, 2007), Prince Claus Award (Нидерланды, 2008), Rolex Mentor and Protégé Arts Initiative Award (совместно с Олафуром Элиассоном; Швейцария, 2014) и Smithsonian Artist Research Fellowship (США, 2015). Вместе с Бамби Кеппенс курировал выставку «Худпром Конго: живопись для народа» (Центр изящных искусств BOZAR, Брюссель; Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2016–2017). Живет и работает в Брюсселе.

Коллектив «Что делать»


Коллектив «Что делать» в своем исследовании «Советские дома культуры» актуализирует генеалогию советских домов культуры, исследуя их как пространства, где происходило эмансипирующее знакомство с искусством и культурой, и пытается понять, каким образом этот опыт может быть использован в контркультурной практике наших дней.

«Что делать» (осн. 2003) — организованная Дмитрием Виленским и Ольгой Егоровой художественная группа, базирующаяся в Санкт-Петербурге. В настоящее время в нее также входят Николай Олейников, Алексей Пензин, Давид Рифф, Александр Скидан, Оксана Тимофеева и др. В 2003 году ими была основана Школа вовлеченного искусства. Среди выставок коллектива последних лет: The Urgent Need to Struggle (Институт современного искусства, Лондон, 2010), Perestroika: Twenty Years After: 2011–1991 (Кунстферайн, Кельн, 2011), Chto Delat? in Baden-Baden (Кунстхалле, Баден-Баден, 2011), Time Capsule. Artistic Report on Catastrophes and Utopia (Сецессион, Вена; KOW, Берлин, 2014–2015). Участники групповых выставок Ostalgia (Новый музей, Нью-Йорк, 2011), FORMER WEST: Documents, Constellations, Prospects (Дом культур мира, Берлин, 2013), Art Turning Left: How Values Changed Making, 1789–2013 (галерея Тейт Ливерпуль, 2013), Really Useful Knowledge (Национальный музей «Центр искусств королевы Софии», Мадрид, 2014) и др.

Мариам Гани


Мариам Гани проводит в России часть своего исследования «Незавершенное нами», сосредоточенного на сборе кинематографического материала с целью изучения образа Афганской войны у советского зрителя и того, как о ней рассказывали афганскому народу — языком кино, сформированным под влиянием советских кинематографистов.

Мариам Гани (род. 1978, Нью-Йорк) — художница и кинематографист. Ее художественная практика основана на исследованиях и включает в себя видео, инсталляцию, перформанс, фотографию и тексты. В 2016 году она представила проект «Сад раздвоенных языков», созданный по заказу Музея Куинса (Нью-Йорк). Групповые выставки и кинопоказы с ее участием: Ливерпульская биеннале (2004), New Video Art from Afghanistan (Национальная художественная галерея, Вашингтон, 2008), Modern Mondays (Музей современного искусства, Нью-Йорк, 2011), 10-я биеннале в Шардже (2011), dOCUMENTA (13) (Кабул, Кассель, 2012), But a Storm Is Blowing from Paradise: Contemporary Art of the Middle East and North Africa (Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 2016), Unfinished: Thoughts Left Visible (Мет-Бройер, Нью-Йорк, 2016). Тексты Гани публиковались в таких изданиях, как Creative Time Reports, Foreign Policy, Ibraaz, Manifesta Journal и Triple Canopy. Избранные кураторские проекты: передвижная кинопрограмма History of Histories (2013), международный симпозиум Radical Archives (Азиатский / Тихоокеанский / Американский институт Нью-Йоркского университета, 2014), выставка Utopian Pulse (Сецессион, Вена, 2014), «Искусство перевода» (Центр искусства и музыки Библиотеки им. В.В. Маяковского, Санкт-Петербург, 2014). Живет и работает в Нью-Йорке.

Дмитрий Гутов и Давид Рифф


Дмитрий Гутов и Давид Рифф проводят исследование «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые», посвященное событиям 1968 года в СССР в связи с особой ролью советского философа и критика Михаила Лифшица (1905–1983).

Дмитрий Гутов (род. 1960, Москва) — художник, основатель Института Лифшица. Избранные персональные выставки: «Удивляться нечему» (Московский музей современного искусства, 2013), «Жизнь тяжела, но, к счастью, коротка» (галерея «Триумф», Москва, 2014), «Фуга» (Художественный музей «Рижская биржа», Рига, 2014), «Вдали от пыли» (галерея «Триумф», Москва, 2015). Участник многочисленных групповых выставок, в том числе «Манифеста 1» (Роттердам, 1996), Венецианская биеннале (1995 — павильон России; 2007 — основной проект), 15-я Сиднейская биеннале (2006), documenta 12 (Кассель, 2007), 9-я Шанхайская биеннале (2012) и др. Живет и работает в Москве.

Давид Рифф (род. 1975, Лондон) — художественный критик, переводчик, художник, куратор. Автор ряда статей о современном российском искусстве, переводчик на английский язык важных текстов русских авторов. В настоящее время работает над переводом трудов советского философа Михаила Лифшица. Выступает также как художник и участник коллективных проектов, среди них — «Группа учебного фильма», «Школа английского языка им. Карла Маркса» и Институт Лифшица. Крупнейшие кураторские проекты: 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (совместно с Екатериной Деготь и Космином Костинасом; Екатеринбург, 2010), The Potosí Principle (корреспондент кураторской группы; Дом культур мира, Берлин, 2010–2011), дискуссионная платформа и выставка «Аудитория Москва» (совместно с Екатериной Деготь и Иоанной Мытковской; Белые палаты, Москва, 2011) «Понедельник начинается в субботу» (совместно с Екатериной Деготь; триеннале «Бергенская ассамблея», 2013). Член Академии искусств мира (Кельн), где в настоящее время руководит издательской программой. Живет и работает в Берлине.

Сусанна Гюламирян


Сусанна Гюламирян занимается исследовательским проектом «Диалоги с властью. Казус Шухова», в центре внимания которого — известный русский архитектор и инженер Владимир Шухов и его непростые отношения с властью. Фигура Шухова становится отправной точкой для разговора о том, как формируются новые культурные и архитектурные дискурсы после значимых социальных изменений. Гюламирян находит пересечения и неожиданные сопоставления в современной нам истории, осмысляя взаимоотношения художника и власти.

Сусанна Гюламирян (род. 1960, Ереван) — куратор и художественный критик. Организатор многочисленных выставок, исследовательских программ, лекций и публикаций в Армении и за рубежом. В 2007 году стала сооснователем Лаборатории исследований искусства и культуры (ACSL), президентом которой является в настоящее время. В 2008 году инициировала международную программу художественных резиденций «Арт-коммуна». Работала редактором журнала CinemArt, посвященного вопросам кино и искусства. На протяжении последних десяти лет читает курсы «Культурология и гендерная теория» и «Теория и практика феминистского искусства» на факультете изобразительного искусства Армянского открытого университета (Международная академия образования), а также руководит магистерской программой по гендерным исследованиям на факультете культурологии Ереванского государственного университета. С 2006 года является членом Международной ассоциации художественных критиков. Живет и работает в Ереване.

Александра Сухарева


Исследование Александры Сухаревой «Гребень в траве (малые описательные модели, ставшие действием)» исходит из эмблематического понимания блокады Ленинграда (8 сентября 1941 — 27 января 1944). В своем исследовании Сухарева обращается к свидетельствам человеческого опыта в осаде: метаморфозам петроградской культуры, совпадениям воображения и повседневности. Ее интересует, как в периоды социальных потрясений знание аккумулируется в надежду.

Александра Сухарева (род. 1983 в Москве). Участница многочисленных выставок, в том числе: «Из области практического знания» (галерея GMG, Москва, 2011), «Вещи, слова и последствия» (Московский музей современного искусства, 2012), dOCUMENTA (13) (Кассель, 2012), «Общее целое» (Музей Вадима Сидура, Москва, 2016) и др. Живет и работает в Москве и Дубне, Московская область.









Следующая выставка
Выставка работ Творческой мастерской Петра Перевезенцева и Михаила Соркина



Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход