lk
Rus Eng
База данных
и аналитика

российского
современного
искусства
Rus Eng
21 Февраля 2019

Современное искусство в российских музеях

15 Января 2019

Мировая практика показывает, что музейные институции играют важнейшую роль в популяризации искусства и развитии арт-рынка, так как открывают актуальное искусство широкому кругу зрителей в рамках выставочных проектов современных авторов, диалог с классическими произведениями, специальные образовательные программы и дискуссии. В ходе исследования арт-рынка InArt задался вопросом, какие планы у российских музеев по популяризации современного искусства.

Современное искусство в российских музеях

С 90-х годов современное искусство в России представлено в профильных музеях, таких как: Московский музей современного искус­ства, Мультимедиа Арт Музей, Государственный центр современного искусства с его региональными площадками. В 2000-х гг на фоне общего роста интереса к современному искусству появились такие выставочные пространства, как ЦСИ «Винзавод» (2007 год), Музей современного искусства «Гараж» (основан в 2008 году), музей современного искусства PERMM (2009 год), музей Erarta в Санкт-Петербурге (2010 год) и др.

Крупнейшие художественные музеи России также ищут возможности работы с современным искусством.

Так проект «Эрмитаж 20/21» существует с 2007 году для «изучения и представления российской публике мирового современного искусства и создания музейной коллекции». В 2014 году Эрмитаж принимал международное биеннале современного искусства «Манифеста 10». А в 2019 году станет партнером русского павильона Венецианской биеннале: по словам Семена Михайловского, одного из комиссаров биеннале, экспозиция павильона будет посвящена Эрмитажу.[1]

ГМИИ им. Пушкина создал новое направление – Пушкинский XXI, цель которого показать актуальное искусство в диалоге с классическим. В рамках проекта прошло несколько выставок российских авторов: «Потерянные ключи» Виктора Пивоварова, 2016; саунд-инсталляция Андрея Гурьянова, Антона Курышева в рамках выставки «Рафаэль. Поэзия образа», 2016; сайт-специфик проект Ирины Наховой «Взгляд», 2016–2017; выставка Recycle Group, 2017.

В 2017 году ГМИИ им. А.С. Пушкина представил выставку актуального искусства «Человек как птица. Образы путешествий» в рамках параллельной программы Венецианской биеннале 2017.

Третьяковская галерея представляет российское современное искусство в ретроспективе от советского авангарда до работ молодых авторов. Вот только несколько выставочных проектов, прошедших в 2017-2018г: «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка»; «Пять измерений»; «Новые молодые в Новой Третьяковке. Дар Винзавода»; «Искусство 2000-х.»; «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех».

В сентябре 2017 года Третьяковская галерея приняла основной проект 7-й Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса».

Государственный Русский музей работает с современным искусством с конца 1980-х гг, когда был создан Отдел новейших течений для того, чтобы «закрепить в практике музейного собирательства новые, нетрадиционные виды искусства, новые медии и технологии». В 2010 г ГРМ выделил в отдельное направление работу с современной фотографией и с тех пор проводит Биеннале современной фотографии. Кроме того мировое современное искусство представлено в проекте «Музей Людвига в Русском музее», коллекция которого продолжает пополнятся.

В ближайшие годы ожидается расширение площадей существующих музеев и появление новых площадок, представляющих современное искусство. Так Фонд «Виктория — искусство быть современным» (Фонд V-A-C), основанный Леонидом Михельсоном в 2009 в Москве, реконструирует под выставочное пространство ГЭС-2 на Болотной набережной. Продолжается строительство музейного города ГМИИ им. Пушкина, в результате площадь музея увеличится более чем в два раза – до 105 000 кв.м., а количество посетителей Музейного городка превысит 3 млн. человек ежегодно. В скором времени должен открыться новый корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Площадь здания составит 35,1 тысячи квадратных метров, залы для экспозиций займут около 9 000 кв.м. Еврейский музей и центр толерантности расширяет выставочные площади за счет подземного этажа.

Национальный проект «Культура 2019-2024» также может дать стимул к появлению новых институций и площадок, представляющих российское современное искусство. Например, в Санкт-Петербурге в рамках нацпроекта запланирована реконструкция Центра современного искусства имени Сергея Курехина.

По мнению InArt, активность музеев в представлении современного искусства и рост интереса к искусству в целом (росстат фиксирует рост посещаемости музеев в России за 2010-2017 гг на 54% - с 81 млн. человек в год до 125 млн.) даст дополнительный стимул развитию рынка российского актуального искусства. За счет знакомства публики с современными художниками, популяризации новых направлений. Сотрудничая с современными авторами российские музеи «…. продолжают преемственность традиций, заложенных П.М. Третьяковым, который собирал современное ему, актуальное искусство.»

Текст: Анна Шилова
Следующая новость
Исторически искусство воспринималось многими как элитарное, доступное ограниченному кругу явление, «вещь в себе», а арт-сообщество – как замкнутая группа, закрытая для посторонних. Как следствие подобные оценки распространились и на рынок современного искусства. Однако как раз современное искусство во всем мире, и в России в том числе, ориентировано на взаимодействие с обществом, вступает в диалог с ним и активно поднимает новые темы для обсуждения.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, выполните вход