За что такие деньги: Владимир Потапов

Владимир Потапов (р. 1980)
Средняя стоимость работы: € 10,000 за масло на фанере размером 150х150 см.
Сергей Попов, основатель галереи pop/off/art:
Цены на работы Владимира Потапова росли регулярно в последние несколько лет. Мы работаем с Володей всего лишь год, за это время цены на работы из наиболее востребованной серии — «Внутри» — выросли на 20%: с € 10,000 до € 12,000. Новую серию «Реальности» — невероятно важную и для нас, и для автора — мы показали впервые на ярмарке Cosmoscow по € 12,000: почти все работы проданы в значительные коллекции, например Виктора Бондаренко и Александра Мечетина.
До нас с Потаповым работала галерея «Триумф», и нельзя не признать их заслуг в формировании цены. Две значительных серии — моя любимая «Свет» и «Прозрачные отношения» — были показаны именно у них. Цены на работы из этих серий сейчас € 10,000 (а в самом начале они стоили по $ 4,000–5,000), часть работ продана, в том числе одна из «Прозрачных отношений» приобретена Краковским музеем современного искусства (MOCAK).
Одно из привлекательных качеств искусства Потапова — техническая специфика, своеобразная неповторимость. Художник исследует возможности живописи через свойства ее носителей: он работал с плексигласом и фанерой, теперь с цветной упаковочной фольгой. Он как бы делит живопись на слои, тем самым показывает зрителю, как это сделано, а сделано сложно, и то, что он честен со зрителем, не может не располагать.
Один из ключевых факторов образования и роста цены на работы Потапова — их высокая востребованность. Коллекционеры любят его вещи, ценят за остроту и привлекательность (во всех смыслах) образов, сложность техник. Как следствие — 2-е место в прошлогоднем рейтинге российских художников журнала Forbes на основе аналитики InArt.
Эта известность маркирована, конечно, не событиями типа персональной выставки в Московском музее современного искусства (»По памяти», 2015), ведь музей последовательно выставляет молодых — хотя это, безусловно, значимо. Потапов — вовлеченный в рынок последовательный художник, он хорошо понимает, как устроен мир искусства, много работает с аудиторией, грамотно ведет не только аккаунт в Фейсбуке, но и сайт, посвященный техникам в современной живописи.
По этим причинам я спокойно говорю о перспективе роста цен на искусство Потапова. Я не могу в этом случае говорить наверняка о каких-то цифрах, я не весталка, но мы работаем над тем, чтобы стоимость работ Потапова выросла в два раза за обозримое время, в течение нескольких лет. Трудно в России быть галеристом художника, который четко ориентирован на рост цены — реалии к этому не располагают. Тем не менее, мы работаем над тем, чтобы рынок Володи становился международным. Сегодня, например, можно констатировать интерес ведущих аукционов, например, Phillips и Sotheby’s, к произведениям Потапова, тогда как ранее это был только российский Vladey.