Помогаем покупать и продавать современное искусство
База данных и аналитика
Российского Современного Искусства
RUB | EUR | USD
Ру | En

Аналитические справки

В октябре Forbes Russia опубликовал статью о рынке современного искусства. После чего на издание обрушилась критика о слишком позитивной и необоснованной оценке ситуации — фактически следом вышла статья издания ARTinvestment.ru «Форбс, ты не прав». InArt не мог остаться в стороне и попробовал разобраться, почему обе точки зрения имеют право на существование.

РАСТЕТ ИЛИ ПАДАЕТ РЫНОК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

РАСТЕТ ИЛИ ПАДАЕТ РЫНОК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

В октябре Forbes Russia опубликовал статью о рынке современного искусства. После чего на издание обрушилась критика о слишком позитивной и необоснованной оценке ситуации — фактически следом вышла статья издания ARTinvestment.ru «Форбс, ты не прав». InArt не мог остаться в стороне и попробовал разобраться, почему обе точки зрения имеют право на существование.

Начнем, наверное, с того, что же все-таки происходит на рынке: рост или падение?

В мире Мировой рынок современного искусства за последние годы претерпел ряд изменений. Недавно выпущенный отчет авторитетного зарубежного аналитического агентства Artprice подробно описывает ситуацию за последний год. Глобальный объем торгов на зарубежных аукционах за период июль 2015 – июнь 2016 год составил порядка $1,5 млрд. Достаточно очевидными является факт падения аукционных продаж в этом сегменте. За аналогичный период годичной давности цифра достигала $2,1 млрд.

Российский рынок

Российское современное искусство, занимая небольшую долю мирового рынка, с одной стороны, остается подверженным тенденциям глобального рынка, с другой — внутренним экономическим и политическим факторам. Рассматривая то, что происходило с рынком за последние 10 лет, можно выделить несколько важных моментов.

После периода высокого спроса на работы российских авторов в 2007 — 2008 годах, когда были поставлены рекорды цен на работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Васильева, AES+F, Виноградова/Дубосарского и других, последовало существенное падение рынка на фоне мирового финансового кризиса, а затем его стагнация в 2009–2012 годах. Однако, по сравнению с зарубежным рынком, полностью восстановившимся за последующие два года, российский испытывал трудности под влиянием объективных экономико-политических реалий.

Традиционно основными покупателями российского искусства были и остаются российские коллекционеры. Фактически же удвоение стоимости иностранной валюты (доллара и евро) в этот период и общее снижение материального благосостояния (по данным Росстата реально располагаемые денежные доходы населения* в 2015 году сократились на 4,3%) сделало невыгодным приобретение работ на зарубежных площадках. В недавно вышедшем аналитическом обзоре InArt 2016 мы уделили достаточно большое внимание изучению этого вопроса. На рынке актуального современного искусства за аналогичный период, июль 2015 – июнь 2016, также наблюдалось падение, но не такое существенное — в пределах 6%.

Тот самый рост

На этом фоне рост внутреннего арт-рынка на 20–30%, о котором говорится в упомянутой статье Форбс, выглядит слишком оптимистичным, если не рассматривать отдельно ситуацию на внутреннем рынке: величину аукционных продаж, осуществляемых в России по сравнению с объемом торгов на зарубежных площадках. В условиях сокращения торгов лотами российских художников на зарубежных аукционах (Sotheby's, Christie's, Phillips, MacDougall's Auction House и других) в 2013 году в России на внутреннем рынке появился аукционный дом Vladey, который занял прочные позиции и демонстрирует положительную динамику по объемам проданных работ.

Продажи актуального искусства только на основных торгах российского аукционного дома (а кроме этого есть еще благотворительные и другие аукционы) уже в 2015–2016 годах составляли около 50% от общего объема проданных лотов российских художников. Очевидно, что потенциал внутреннего рынка сейчас просто недооценен участниками.

И напоследок хотелось бы немного поговорить о самых дорогих проданных работах, о рейтингах и разнице в подходах к их формированию. Большинство рейтингов основаны на данных о продажах за определенный период: 10 лет, 5 лет, 2 года. Ключевым в данном случае является то, что на различном временном отрезке пальма первенства передается от одного автора другому. Самые дорогие лоты были проданы в 2007–2008 годах на пике спроса на российских авторов. В феврале 2008 года «Жук» Кабакова ушел за £2,9 млн (почти $6 млн) и до сих пор является самой дорогой проданной работой на рынке современного искусства. Но правильно ли анализировать текущую ситуацию с учетом поставленных рекордов 8-летней давности? Актуальное искусство постепенно развивается, каждый год открываются новые имена, и увидеть их в свете мировых рекордов практически невозможно. InArt, проанализировав ситуацию за последние 10 лет, в своем отчете использовал другой подход.

Рейтинг современных художников был составлен по авторам, чья карьера сложилась после 1990-х годов, а в качестве рассматриваемого периода был выбран временной отрезок – последние два года. Самой дорогой проданной работой стала работа Георгия Гурьянова «Автопортрет» (1990). Продажа была осуществлена на аукционе Sotheby’s в июне 2016 года, ее стоимость составила €183 612, включая комиссию.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что оба мнения о ситуации на рынке современного искусства имеют право на существование, с одной лишь оговоркой — нельзя оценивать тенденции на рынке в целом, основываясь только на том, что происходит в каком-то одном его сегменте, будь то продажи российских художников только зарубежом или непосредственно в России. Тот самый рост на локальном рынке, отражающий наличие спроса на работы российских авторов, нивелируется по рынку в целом за счет снижения объемов торгов по этим авторам зарубежом. Поэтому общие показатели далеки от бурного роста и позитивные выводы вызывают вопросы. Недооценен ли российский рынок сейчас? Наш ответ – да. Но спрос на работы российских авторов существует и возникновение и поддержание стабильного интереса к нему со стороны коллекционеров, профессиональных участников, появление новых структур на внутреннем рынке, как InArt, во многом способствует его дальнейшему развитию.

Изображение: Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Без Названия, 2009, (холст, масло, 195 х 585 см), частная коллекция.

* Реальные располагаемые доходы населения [real disposable income] — доходы населения за вычетом обязательных платежей — прежде всего налогов, и при этом пересчитанные с учетом инфляции. Этот показатель наиболее объективно характеризует изменения в уровне жизни населения. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки.

Комментарии